Дата публикации:
06.03.2019
Автор:
SMART Gallery

Что такое "салонное искусство"? Почему это плохо?

Такого рода работы попадаются и в центре Парижа, и на площадях Брюсселя, и в Москве в местах скоплений туристов, которые мечтают о недорогих сувенирах. Это «не_искусство» отличается наивной простотой прочтения и не претендует на глубокие смыслы и глубину восприятия. Такого рода псевдоискусство - это мимикрия под истинное искусство.

Серии повторяющихся милых сюжетов. Например, парижские улочки, милые балерины или букетики ромашек, ландышей. Простые радости жизни, словно сошедшие с поздравительных почтовых открыток, выставлены на продажу людьми, играющими роль хрестоматийного художника в шарфе. В Москве вы можете увидеть таких персонажей на Арбате, на Кузнецком Мосту или на Крымской набережной.

Развал картин - 1

Как же отличить такого рода работы?

Конечно, легко критиковать эти милые сюжеты, но не простота делает их крамольными и дешевыми. Ответ кроется в качестве изображений.

Перечислим явные признаки салонного искусства (которые нужно учитывать в совокупности):

  1. Как правило, такие работы выглядят "сладенькими", будто вам в капучино всыпали 15 ложек сахара.
  2. Цвет - очень яркий, и невозможно сказать, какая гамма или палитра в работе преобладает.
  3. Нет фактуры мазка, есть либо гладенькие цветные пятнышки, либо «нашлепки», которые аккуратно и ровненько положены на поверхность холста.
  4. Все цвета налиты прямо из тюбиков и отдают кислотностью. Как на дешевом китайском рынке, когда вам предлагают подделку Prado с дешевыми стразами.
  5. Можно сказать, что такие работы просятся и предлагают себя, словно ярко разукрашенные открытки, увеличенные до размера картины, и оформленные в игрушечную рамочку.

Такие работы не относятся к качественному искусству. У них небольшая ценность, равная фотографии или сувениру из поездки.

Развал картин - 2

В них нет работы с цветом и композицией, так как зачастую сюжеты берутся именно с фотографии или открыток. В этих работах отсутствует образность, художественный поиск. Есть форма, которая выглядит намеренно помытой, гладкой, благоухающей, как надушенная невеста, которая просится замуж.

Если у вас в голове ничего кроме мысли «Ооооо, как мило!» не возникает, значит вы находитесь рядом с таким вот китчем, который притворяется искусством. Который похож на яркую обертку для невкусной конфеты, на дешевый браслетик.

Вывод

Главным критерием такого псевдоискусства является его растиражированность. Оно НЕ уникально.

Ему присуща "красивость". Не красота и глубина, которая достигается поиском и духовной работой художника, работой в размышлении с материалом, погружением в темы, осмыслением и переосмыслением которых занимается художник, а "красивость". Стремление копировать те изображения и сюжеты, которые могут вызвать временное умиление и снизить критику.

Развал картин - 3

Горбунова Мария

 

Куратор онлайн-галереи SMART,
Горбунова Мария
Статьи в нашем блоге
Все статьи