Мы продаем произведения искусства современных художников

"Шедевр напрокат"

https://ponedelnikmag.com/post/shedevr-naprokat

Наступает эпоха аренды: квартиры, машины, велосипеды, наряды — все это можно взять на время, а потом вернуть. Теперь это касается и произведений искусства. В Америке подобную услугу предлагают множество компаний, а в России рынок картин напрокат пока только зарождается. Кто и за сколько арендует картины? Об этом точно знает Наталья Хацела, экс-руководитель налоговых подразделений крупнейших промышленных холдингов, а ныне основатель онлайн-галереи современного искусства SMART.

Текст: Анастасия Столбова

 

— Наталья, давайте начнем с традиционной продажи предметов искусства, это прибыльно сейчас?

— Сфера продаж произведений искусства — одна из самых закрытых в плане финансовой отчетности. Такие компании не обязаны раскрывать свою отчетность широкой публике, предоставляя только закрытые данные налоговым органам. Поэтому делать выводы о том, насколько прибылен/убыточен этот вид бизнеса в целом, просто не на чем. Нет информации для анализа.

Зато есть сводный финансовый анализ по отрасли, который дает усредненную картинку (данные из базы Спарк-Интерфакс). В общем и целом — прибыли декларируются небольшие. За исключением 10 компаний, совокупная чистая прибыль которых составила чуть более 21 млн рублей, а это тоже не безумно много.

Что касается нашей галереи, мы пока не показательны, поскольку работаем чуть менее двух лет, а это очень малый срок для отрасли. Однако сейчас мы вышли на самоокупаемость, галерея способна сама себя содержать.

Если говорить о комиссиях, которые галереи удерживают из стоимости проданных произведений искусства, то границы тоже большие: от 10 до 50% от стоимости картины. Такая высокая комиссия обусловлена тем, что искусство — непростой товар для продаж и требует существенных рекламных и маркетинговых усилий и от галереи, и от художников.

 — Поэтому вы и решили предложить новые услуги — аренду картин, подарочные сертификаты?

— Это тоже способ продвижения. У нас есть разные услуги -  портреты на заказ, подбор картин, примерка картин дома или в офисе, бесплатный тест-драйв картин. Аренда — логичное продолжение. Кроме того, это возможность «продать слона по частям». Способ продать не товар, а право пользования товаром на определенное время. Это существенно дешевле для потребителя, чем приобретать картину в собственность.

Идея с подарочными сертификатами, в принципе, не нова. Но в отношении произведений искусства предложений на рынке нет. В нашем сегменте (профессиональном и дорогом) это единственное предложение. Мы представляем сейчас подарочные сертификаты номиналом от 30 000 до 500 000 рублей. Иногда предлагаем купить сертификат, когда клиент пришел с запросом на покупку картины, но выбрать ему тяжело. Обычно это клиенты из корпоративного сегмента и подарок подбирают либо руководителю, либо бизнес-партнерам. В таком случае сложно подобрать картину, чтобы она попала «в точку» — не известны вкусы и пристрастия одаряемого.

— А какая стоимость аренды картин?

— Арендная ставка составляет 7% в месяц от цены продажи картины. Залога нет. С клиентами заключаем договор, где указываем паспортные данные и финансовую ответственность за повреждение или гибель объекта проката. В этом случае клиент должен оплатить полную стоимость работы художника. В нашей галерее возможна аренда картин стоимостью от 75 000 рублей, то есть размер арендной платы в месяц составит 5 250 рублей. Это минимальная сумма аренды, которая экономически оправдана. При оценке целесообразности в расчет принималось рабочее время сотрудника, необходимое для доставки картины на объект и стоимость доставки.

— Укладывается ли ваше предложение в тренд шеринга — совместного владения предметами, вместо их приобретения?

— Не уверена. По двум причинам. Во-первых, на мой взгляд, шеринг — это история молодежная. Возраст же нашей целевой аудитории 35-55 лет. И во-вторых, в отношении картин приятно именно владение предметом. Хотя, наверняка есть случаи, когда факт владения отходит на задний план, и важным является демонстрация наличия картин как показателя статусности и финансовой состоятельности. И в этом случае аренда — интересная возможность.

— Как продвигаете новую услугу? Как создаете спрос?

— Анонсируем услуги на сайте, продвигаем с помощью таргетинга в соцсетях, направляем прямые рассылки в корпорации, а также делаем прямую рассылку по нашей базе контактов. Продвигая услугу, мы ориентируемся на потенциальных покупателей картин. Аренда — это возможность пожить с картиной без обязательства покупки. Если человек убеждается, что картина «его», он может выкупить ее. А может просто вернуть. Арендная модель позволяет снизить психологический барьер перед покупкой дорогой вещи. Также среди клиентов офисы компаний, агентства недвижимости, девелоперы и застройщики, работающие в сегменте премиум и люкс, кинопроизводственные компании, дизайнеры интерьера. Например, если ориентироваться на дизайнеров интерьера, то они предпочитают работы в авангардных стилях и абстракции, потому что им необходимо продемонстрировать свою креативность и современность. Их выбор продиктован желанием попасть на обложки модных журналов, например, Architectural Digest, где существуют свои специфические тренды. Но наша цель — все-таки продажа, люди ведь привыкают к картинам, порой возникает психо-эмоциональная связь. Она становится не просто предметом интерьера, а практически членом семьи. И наша задача — познакомить человека и его картину.

Дата публикации: 24.01.2019