Статья директора галереи SMART Натальи Хацела в Forbes Woman

Общая тенденция оформления офисов идет по пути гуманизации этих пространств. Посмотрите на офисы «Лаборатории Касперского» — они утопают в зелени. В Google стоят яркие диваны и пуфы. Часто в офисы покупают постеры или картины. Как правило, постерами оформляют помещения, которые занимает рядовой персонал, а также общественные помещения (холлы, коридоры).

Крупные компании с традиционным для России пониманием корпоративной культуры не могут себе позволить размещение постеров в кабинетах руководства, их приемных и переговорных VIP-уровня, ведь это явное несоответствие статусу. В данном случае уместно размещение картин, которые являются произведениями искусства. Это могут быть как работы известных художников прошлого, которые приобретаются на аукционах или выкупаются из частных коллекций, так и картины современных художников.

Картины, размещенные в офисе, должны быть логическим продолжением общего концепта компании

Обычно в офисных пространствах выделяют несколько локаций, где размещают произведения искусства:

— зона ресепшен;
— кабинет руководителя;
— VIP-переговорная.

При выборе искусства в офисные пространства стоит принимать во внимание следующие нюансы.

1. Отраслевая принадлежность компании

Металлургия, банковская сфера, образование, виноделие, индустрия красоты и десятки других отраслей требуют индивидуального подхода. Обнаженная натура в кабинете директора частной школы категорически неуместна, даже если это шедевральная работа известного автора. Цветочные натюрморты будут диссонировать суровому образу директора металлургического комбината. Реалистичные пейзажи природы средней полосы будут противоречить хайтечному духу IT-компании. Поэтому необходимо определить, насколько консервативна (или, наоборот, прогрессивна) та или иная отрасль и компания в этой отрасли.

Самыми консервативными являются практически все крупнейшие корпорации в сфере промышленности, большая часть банков и инвестиционных компаний, образовательная сфера и государственные органы. Здесь готовы рассматривать только реалистичную живопись.

И, наоборот, отрасли, которые по определению являются форпостами креатива: IT-сфера, творческая индустрия, ресторанный бизнес, индустрия красоты, наоборот, примут авангардное и даже концептуальное искусство. Кстати, сюда же можно отнести и некоторые банки, которые с удовольствием приобретают абстракцию.

2. Корпоративная культура

При прочих равных данных даже среди компаний, работающих в одной отрасли, много отличий. И первое, что вы замечаете, — это специфическая для каждой компании корпоративная культура. Согласитесь, «просто производитель упаковки», который занимается только производством, и «производитель экоупаковки», который периодически проводит мероприятия в поддержку экологии, — это две разные психологии. Во втором случае можно сделать акцент на теме сохранения природы, подобрать подходящие пейзажи.

Или, например, «просто IT-компания» или «IT-компания, проповедующая здоровый образ жизни и вегетарианство». В первом случае рекомендации в отношении выбора искусства абстракции, во втором случае можно сделать акцент на авангардных жанровых сценах.

3. Интерьер тех локаций, где планируется размещение картин

Чаще всего я вижу два интерьерных стиля в кабинетах руководителей и VIP-переговорных: либо темный классический интерьер, либо стильный минимализм. Согласитесь, обе истории также требуют разного подхода к выбору живописи и графики.

В классический интерьер подойдет живопись в реалистичном стиле (городские и горные пейзажи, портреты, соответствующие для кабинета натюрморты с книгами, глобусами). С портретами важно не перестараться, они должны логически вписываться в историю и имидж компании. Сюда же можно предложить и графику (городские пейзажи).

В минималистичный стиль можно смело брать абстракцию большого размера. И присмотреться к пейзажам, выполненным в авангардных стилях (хороши горные и городские пейзажи).

4. Личные предпочтения руководителя/собственника

Понятно, что руководителю компании должны нравиться те картины, которые будут находиться в его кабинете. Но этот критерий стоит поставить на последнее место, чтобы личные предпочтения руководителя не перечеркнули имиджевую составляющую компании.

Картины с цветочными натюрмортами и милыми пасторальными сюжетами, с агрессивным вздыбленным конем или гоночными автомобилями оставим для кабинета директора ландшафтной компании, конного клуба или производителя болидов для «Формулы-1».

Для того чтобы картины в офисных пространствах смотрелись гармонично, необходимо проработать единую арт-концепцию и подобрать картины таким образом, чтобы они перекликались друг с другом. В этом случае картины становятся логичной частью офисной среды.

Дата публикации: 15.08.2018