Дата публикации:
26.02.2023
Автор:
SMART Gallery

Как отличить хорошую абстракцию от плохой?

Попробуем сегодня разобраться с одной из самых неоднозначных и непростых задач для наших клиентов и любителей искусства -  как отличить хорошую абстракцию от плохой? Как отличить подлинное от того, что прикидывается искусством?

Творческий путь художника

Первым и базовым критерием для отличия качественной абстракции является анализ творческого пути автора в целом. Если вы видите перед собой одну или две работы художника, постарайтесь найти возможность увидеть больше. Как правило, художники открыты к коммуникации. Вы можете приехать в мастерскую, где, скорее всего, найдете серии работ или, если повезет, сможете увидеть работы 10-летней или 20-ти летней давности, каталоги.

"Пересечение", художник Заремба Евгений

Если художник - истинный абстракционист, вы заметите, что его стремление исследовать цвет, беспредметность, или геометрию пространства тянется через время. Отказ от академической живописи, отказ от предметной живописи, работа с фактурами, цветом, композицией - все это является единой системой. Художник, увлекаясь исследованием, не перестает думать и визуализировать свои размышления и идеи. В мастерской, скорее всего, у вас будет возможность проследить этот путь.

Когда-то давно я была в гостях у художника, который занимался поиском в абстракции более 20 лет. Он рассказал нам забавный случай о своем участии во всемирной выставке абстракции, когда его коллеги, не абстракционисты, стремясь попасть в каталог этой выставки, написали по работе за одну ночь) Это нонсенс!

У каждого мастера своя система знаков. Это тот язык, на котором говорит художник в своих работах. Как язык программирования, только в визуальном поле. И для автора, который работает на протяжении многих лет со своими знаками, цветом, темами, такое исследование выглядит цельным. Вы можете проследить как меняется, например, палитра, но остается форма или формат.

Высказывание

“Зритель должен смотреть на абстракцию как на графическое выражение настроения, а не как на изображение предметов”. (Альфред Барр, первый директор Музея Современного Искусства в Нью-Йорке).

Художник может найти вдохновение в реальном окружении, но изобразить его абстрактно. Дайте себе и картине время, чтобы настроиться на диалог. Сообщает ли она вам что-то или является декором? В хорошей абстракции есть высказывание, идея, точка зрения. Она может рассказать вам многое, если вы будете внимательны к ней.

Чем больше вы видите абстрактных работ, тем проще вам будет услышать, что сообщает вам конкретная работа.

Картина Вадима Бо "Теплый зимний день"
"Теплый зимний день", Вадим Бо

Композиция

Композиция хороших абстрактных работ тщательно продумана. Возможно, сначала вам будет сложно увидеть это, но абстракция, как и фигуративное искусство, держится на невидимых осях, она сбалансирована.

Хорошие абстракционисты умеют емко выразить различные идеи, состояния посредством соотношения цветов, цветовых пропорций в работе. Композиции может быть минималистичной, может быть геометрической, а может быть экспрессивной, но она продумана и работает на идею, заложенную в картине, ее высказывание.

"Западный ветер", Олигеров Александр

Цвет

“Цвет - это клавиш; глаз - молоточек; душа - многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу.” (В. Кандинский)

Обратите внимание на цвета абстрактной картины. Цвета могут быть символичны и вызывать различные эмоции. В качественной абстракции выбор цвета не случаен и работает на общее настроение. С насмотренностью приходит опыт отличать случайное использование цвета от намеренного. Также, если у вас есть возможность пообщаться с художником, вы можете спросить, почему он использует определенные цвета, какое придает им значение.

При просмотре хорошей абстракции характерно впечатление, что вы можете прочувствовать цвет от кончиков пальцев до мозга. Потому что как-раз таки цвет и способ его нанесения и дают возможность отразить ту или иную идею художника.

"Игра с ангелом", Брюханов Сергей

Фактура

Для художника, который долгое время работает в беспредметном поле, важна фактура, способ работы с материалом. Для качественных абстрактных работ характерна многослойность, которая создает текстуру и тени.

Обратите внимание на плотность цвета. Краска может быть нанесена пастозно (грубо, густо) или очень тонко, прозрачно, но работа многослойна. Часто абстракция плохого качества почти не имеет фактуры, или ее использование в картине не сбалансировано.

Картина Заремба Евгения "Тень"
Заремба Евгений "Тень"
 

Абстракция всегда дает возможность ощутить настроение. Она может быть музыкальна. Она может говорить о тонких материях, хрупких чувствах. А может быть брутальна и экспрессивна. Но в ее сути заложена мощная творческая энергия и порыв. То, зачем она создана, как и почему. Например, почему эта палитра землиста, почему эти формы содержат трещины.

Надеемся, наша статья поможет отличить сильную абстракцию от слабой, произведение искусства от декоративной дизайнерской картинки.

Куратор онлайн-галереи SMART,
Горбунова Мария
Статьи в нашем блоге
Все статьи