Дата публикации:
29.09.2020
Автор:
Наталья Хацела

Как понимать картины художников?

Не раз задавали себе этот вопрос? И даже начинали читать книги о современном искусстве?

Хотите вместе с нами научиться читать и понимать картины художников? Да, картины можно читать. Как текст, как книгу. Только вместо букв и слов картина оперирует образами. И эти образы читаемы.

Почему читаемы не всеми? Потому что кто-то знает весь "алфавит", а кто-то пару-тройку букв, которые не складываются в слова и, тем более, в текст.

Покажем на примере абстрактной работы Петрова Анатолия "Золотой дождь".

Комментирует куратор галереи Горбунова Мария:

"Здесь мы видим цитирование древнерусской иконописи, которое явно прослеживается по цветовой гамме.  Оттенки золота, красно-коричневые, золотисто-коричневые, охра - напоминают иконописные цвета. А  основой композиции могут являться рамы икон или оклады"

Для того, чтобы это понимать, надо иметь представление о древнерусской иконописи. Человек, который бывает в музеях, в том числе, в залах с иконами древней Руси, сразу представит - о какой цветовой гамме идет речь и почему в этой работе эта колористика считывается очень явно.

 

Послушаем продолжение от нашего куратора:
"Серебристые и холодные фиолетовые оттенки напоминают серебро. Что тоже отсылает к ассоциациям с христианской традицией и к истории христианской культуры"

Вспомните серебряные оклады на иконах. Опять же - кто-то понимает, о чем речь, а кто-то не особо. Кто-то знает эти "буквы", а кто-то нет.

 

Кроме того, если мы обратимся к творческому пути Петрова Анатолия, то из его биографии узнаем, что он был одним из художников, кто занимался восстановлением внутреннего убранства Храма Христа Спасителя. Ему близка тема православия, он находится достаточно глубоко в этом культурном контексте. В его абстрактных работах часто идет отсылка к христианским образам, символам и традициям.

Как правило, непонимание современного искусства (и чаще абстрактного) происходит именно потому, что неподготовленный зритель не представляет, насколько глубоко автор находится в каком-то конкретном культурном контексте.

И как итог:
"Золотой дождь (название работы) - как весенний символ христианского праздника, переход между временами года, на стыке зимы и весны".

Читайте картины вместе с нами! Давайте раскрывать художественный контекст вместе! Рассказывайте о своем восприятии!

Статьи в нашем блоге
Все статьи