Мы продаем произведения искусства современных художников
Дата публикации:
02.10.2019

Быть или не быть картинам в детской комнате?

Хацела Наталья, директор галереи SMART:

Да-да-да, когда-то я получила педагогическое образование в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена в Санкт-Петербурге. И проработала учителем начальных классов 3 года на Камчатке. Воспитала своих двоих детей. Все это дает мне право давать советы с точки зрения педагогики и детской психологии.

Расхожие фразы про то, что надо прививать детям любовь к искусству, навевают скуку. Давайте конкретнее и прагматичнее! Чему я, как педагог, учила бы маленьких детей в контексте их соприкосновения с искусством?

Итак:

1. Эстетика!

Формирование эстетического вкуса. Это важно и для девочек, и для мальчиков. Дети, как губка, впитывают все, что говорят окружающие. В том числе и то, как вы оцениваете те или иные объекты с точки зрения эстетики и красивости/некрасивости.

Ваша оценка той или иной картины (в музее, на выставке, у себя дома или в гостях) – всегда отражение не только ваших знаний, но и вашего эстетического опыта.

Поэтому в одной семье, к примеру, реакция на работы Кандинского  - «Да я так и сам смогу!», а в другой будут обсуждать эффект от сочетания цвета, формы, фактуры и настроения. А это разные уровни, согласитесь. Но дети слышат и перенимают и то, и другое.

Эстетика – это не про «нравится/не нравится». Тоньше, глубже, изящнее! Мне может не нравиться стиль лофт в интерьере, но я способна оценить эстетику идеально созданного пространства с индустриальным характером. Мне могут не нравиться работы Сальвадора Дали, но невозможно отказать этим работам в некоей психоделической эстетике.

Эстетика – это про гармонию, баланс и целостность. И развивается она насмотренностью – красивого и некрасивого, плохого и хорошего. И в детском возрасте всецело зависит от от оценок  и высказываний взрослых. «Посмотри, какое красивое платье у Тани!», «Какой красивый закат!», «Посмотри, какие красивые ромашки!», «Посмотри, какая интересная картина!» и т.д.

 

2. Эмпатия!

Что такое эмпатия? Если просто - это способность понимать эмоции другого человека. Речь не о сочувствии и сопереживании, а именно о  точном, трезвом понимании тех чувств, которые испытывает другая личность. Как человек, сделавший после карьеры учителя успешную карьеру налогового юриста в крупнейших федеральных компаниях, скажу, что умение считывать эмоции  - прекрасный помощник в нетворкинге и продвижении по карьерной лестнице. Это комментарий для совсем прагматичных родителей))

Но давайте вернемся к детям. Когда маленький ребенок отбирает у другого игрушку и безразлично смотрит на слезы «пострадавшей» стороны – это как раз демонстрация полного отсутствия эмпатии. В год и в два – это норма. Ребенок еще не обладает навыками понимания эмоций. Но когда такое происходит в 5-6 лет – это уже упущение родителей. И речь не о том, что ребенок жестокий (это как раз далеко не всегда так).

Как развивать эмпатию при помощи искусства? Изучайте с ребенком картины, на которых изображены люди! Обсуждайте, какое у них настроение: «А почему ты так думаешь?». Как люди, изображенные на картине, относятся друг к другу (любят, боятся, ненавидят и т.д.)? Почему ты так думаешь? И т.д. Такие вопросы помогают ребенку сакцентироваться не только на изображенных объектах (люди), но и на том, что между этими людьми есть какие-то отношения. И по мимике, позам и другим косвенным признакам эти отношения и эмоции можно «прочитать». Как показывает наша практика, уже даже трехлетний ребенок способен отвечать на такие вопросы и понимать картину на таком уровне.

 

kartina-d-detskoi-4
kartina-d-detskoi-3
kartina-d-detskoi-2

3. Знакомим с окружающим миром!

Согласитесь, не у всех и не всегда есть возможность показать ребенку любой уголок мира. Да что там – не все городские дети знают, как «растет хлеб»)) Да, есть телевидение. Да, есть интернет. Но всегда ли вы и ваш подросший ребенок используете эти средства для изучения  полезной информации? А есть произведения искусства, которые также являются источником познания предметного мира – реального или вымышленного.

Каждая такая картина – повод для небольшого рассказа, для передачи вашего опыта своему ребенку. Или для «проверки» опыта ребенка – «Что изображено на этой картине?», «А такое бывает на самом деле?»

  

4. Знакомим с особой ролью искусства в нашей жизни.

С одной стороны, маленький ребенок воспринимает картины, присутствующие в доме, как элемент интерьера: диван, шкаф, стол, картина. С другой стороны, картина становится естественным и обязательный атрибутом дома для такого ребенка. Помню вопрос 7-летней девочки – «А как это, когда дома нет картин? А почему нет?»

Позже можно и нужно рассказывать о художнике, который написал именно эту картину, которая есть дома. Ребенок узнает о существовании новой профессии. Узнает о том, что эта картина – единственная во всем мире и больше такой нет.

Школьнику можно поручить найти информацию о художнике в интернете. Найти его фотографию (интересно, как выглядит человек, который написал «нашу» картину?). Найти другие картины этого художника. Посмотреть, что общего у всех картин (учим видеть стиль). Если речь о современном художнике – сходить всей семьей на выставку его картин.

Если картины художника приобретены музеем – посетить этот музей и рассказать ребенку о том, что несколько картин «нашего» художника тоже находятся в этом музее.

В общем и целом – учим отличать картину от дивана, искусство от интерьера.

Вот чему бы я учила детей при помощи искусства.

Конечно, прекрасно, если у семьи есть финансовая возможность (и главное – духовная потребность) в приобретении картин. Но это все же очень дорогое удовольствие. А что делать тем семьям, которым не по карману такое приобретение? Ходите с детьми в музеи, ходите на выставки! Даже с самыми маленькими! Это доступный и прекрасный способ развивать насмотренность ребенка (да и свою, в общем-то).

 

 

Статьи в нашем блоге

Все статьи