Мы продаем произведения искусства современных художников
Дата публикации:
19.07.2020

Искусство или мусор?

Друзья-художники, без обид. Сегодня - обличающий пост про искусство и мусор. Ставлю себя на место человека, который впервые решил приобрести произведение современного автора, в нашем случае – это живопись. Набираем в поисковике «купить картину» и наблюдаем за контентом. Видим очень разные сайты, которые продают очень разную живопись.

О, боже! Чего здесь только нет!

Или вот это:

Можно кричать голосом современного художника: «Живопись умерла и ее не существует!», «Все, что вы видите сейчас – это мусор и попытки скопировать и продать!», «После черного квадрата не может быть ничего и точка!»

Однако натренированный взгляд всегда выцепляет на просторах арт-рынка профессиональные, крепкие и очень достойные вещи. Даже если это антиэстетично и концептуально – «так плохо, что уже хорошо».

Но сегодня я хочу поговорить о другом. Мы видим много, катастрофически много «визуального мусора». Недоакадемизм -  «Вроде слышал, что продается, а ну-ка порисую «виды», авось продам и заработаю». Или как вариант - «Кажется, абстракция нынче в фаворе, а ну-ка я попробую».

Это, друзья мои, вообще не про искусство. Не про живопись и не про концепт. Это просто про желание что-то изобразить и кому-то это продать. И чтобы было «похоже» и «красиво». Чтобы было «как у соседа» или вписалось в интерьер «как в журнале AD», «как на той фотосъемке, что я видел в инсте». Это ужасно.

 

Однако, смею также возразить художникам, диагностирующим смерть настоящего искусства.

Живопись никуда не делась и не умерла, она стала иной. И -  да! -  современный художник уже не тот дурачок в кепи и не тот стереотип рефлексирующего дармоеда, нет.

В современном мире есть место живописи, и оно довольно объемно. Живопись никогда не потеряет свою актуальность. Она просто занимает свою нишу, наряду с граффити в городском пространстве, видеоартом, фотографией, VR и другим цифровым искусством.

Да, живопись сейчас может граничить с коллажом, дизайном, может объединять в себе множество стилей и т.д.  Но сам язык визуальности и сила визуального образа актуальными быть не перестали. И скажу так: искусство было и остается элитарным.

Что я хочу сказать?

Мы живем в эпоху визуальности, где каждый второй мнит себя фотографом и художником. Мир стал визуальнее, визуал программирует на покупку товара и визуальный язык стал основополагающим на цифровых платформах. Это понятно.

Не понятно другое: как в среде такой визуальной перенасыщенности найти «настоящее» - настоящего художника, настоящее искусство?

Здесь мы должны пристально посмотреть на автора – на того, кто этот визуал создал. Спросить его: «А что ты делал последние лет 7? Каковы были темы твоего поиска? Какие размышления ты вел в  контексте современных реалий? О чем твое искусство? И помнишь ли ты, что до тебя уже был и Малевич, и Кошут, и Дюшан?  Зачем ты делаешь то ,что делаешь? Насколько твои мысли и смыслы настоящие? И почему ты вообще продолжаешь «марать красками» холст?»

Кто же такой «настоящий художник»?

Во-первых, настоящий художник- это не просто человек, который может рисовать чуть лучше вашего ребенка. Нет. И это не тот человек, который «рисует как старые мастера». Я не устану повторять, что просто копирование произведений прошлого может быть хорошей штудией, но не может стать само по себе ответом на то, художник ли перед вами.

Во-вторых, настоящий художник – это человек, который рвет стереотипы. Человек тонкой психики, обладающий образным мышлением.  Обладатель такого аппарата восприятия, который способен дать ответ не словом, а образом. Этот ответ может быть синтезом той визуальной информации, которую человек получает из реальности, может быть критикой состояния современного общества, а может быть сквозным анализом и четкой формулой того, какие важные опорные точки есть в нашем современном мире. Опорные для бытия, для развития вас как личности и т.д. Помимо критического мышления, визуального анализа, автоматического коллажирования и анализа изображений, идет процесс визуализации новых образов и новых идей.

В-третьих, настоящий художник  - это отчасти и философ. Это человек, обладающий критическим мышлением и особой оптикой восприятия. В каком-то смысле этот человек отстраненно наблюдает за процессами, происходящими в реальном мире. С тем, чтобы «высказаться», а не для того, чтобы создать очередной «товар» на потребу дизайнеру или клиенту.

Художник ищет долго и упорно тот язык, ту краску, ту фактуру, те материалы, которые способны отразить его идеи. Его критику и его смыслы. Это длительный поиск и это время. Время не пяти лет и этому не учат в художественных вузах. Это поиск, который основан не на попытках продать, не на попытках создать конъюнктуру. А на честном прямом анализе и поиске материалов. Путь проб и ошибок. И найденное решение становится частью того языка, которым говорит автор. Это уже личное, субъективное. Как писатель, который может знать тысячи слов, прочитать тысячи книг, но писать от себя.

 

И все же - какие могут быть ориентиры для человека, впервые приобретающего искусство? Как понять, что перед вами достойная работа и достойный художник? Я считаю так:

  1. Присутствие художника в профсообществах и участие в выставках - обязательно (вы можете отследить это по биографии или CV художника).
  2. Высокая активность, а также наличие своего художественного подхода - обязательно. Наличие темы, с которой художник работает. Это может быть тема ресайклинга, тема памяти, что угодно. В любом случае, у каждого художника должна быть (просто обязана быть) своя линия развития, стратегия, путь.
  3. Можно отследить путь эволюции художника, рассмотреть его работы в каком-то временном диапазоне и сравнить «как было» и «как стало», что появилось нового, как художник менялся, как менялся его подход. В таком ракурсе легко понять – а был ли поиск?
  4. Важно также -  ориентирован ли художник только на продажи (плохо) или все же для него важны и другие факторы (хорошо).
  5. Уникальность работ – обязательна! Иногда встречаются варианты, когда художник копирует современников, являясь плохой вторичной копией. Так случилось, к примеру, с работами французской художницы Франсуазы Нилли (ниже - работы ее кисти), которые в 2009 году активно принялись копировать все, кому не лень. Лишь бы продать плохую копию и зацепить внимание неразборчивого покупателя. Это явно не про уникальность.

 

Подводя итог: в арт-мире (как в офлайне, так  и в онлайне) много чрезвычайно слабых работ. Поэтому очень важно отличать искусство от мусора. Элитарное от  фабричного. Уникальное от тиражного. Искусство тем и ценно, что оно уникально. А иногда специально  эпатажно. Но оно никогда не «белое и пушистое». И никогда не мусор, который смешивается с остальным никчемным визуалом, который вы забудете через 5 минут.

Куратор галереи SMART

Горбунова Мария 

Статьи в нашем блоге

Все статьи