Дата публикации:
31.10.2022
Автор:
SMART Gallery

Будущее современного искусства

Каким будет искусство через 20, 50 или 100 лет? Останутся ли традиционные формы искусства такие как живопись и скульптура или уйдут в прошлое? Какие тенденции будут доминировать? Заменит ли искусственный интеллект человека?

Ускорение глобализации и быстрое развитие технологий позволяют поверить в то, что через несколько десятков лет искусство кардинально поменяется: появятся новые формы, о которых мы сегодня даже не догадываемся. 

Куратор галереи современного искусства SMART Мария Горбунова рассказывает о последних тенденциях в мире искусства и возможных путях развития творчества в будущем.

Характерные черты культуры будущего

Имерсивная выставкаФотография с сайта https://mymodernmet.com/

Чем отличается искусство прошлого от искусства будущего? Поговорим про основные моменты и сделаем предположения о возможных путях развития.

Современные технологии и искусство

Границы между творчеством и технологиями с каждыми годом становятся более размытыми, цифровые инновации неизбежно влияют и бросают вызов искусству. Интерактивные технологии и интернет расширяют спектр возможностей для представителей мира искусства: художников, дизайнеров, музыкантов и архитекторов.  В их работу проникают новые материалы: пластик, металлические сплавы и полимеры, появляются новые творческие приемы: VR, 3D-графика и анимация. 

Произведения комбинируют в себе повседневную материальную  и виртуальную реальность, древние мифологические образы и новейшие научные изобретения.

Картина Джорджа Кондо«Prescription for the clinically normal», художник Джордж Кондо

При этом чтобы добиться успеха авторам последних трех десятилетий необходимо регулярно следить за трендами, использовать их в своем творчестве и изобретать новые формы. Так, например, американский художник Джордж Кондо изобрел свой собственный стиль живописи, в котором сочетаются традиционные приемы и технологии, и назвал его «искусственный реализм». В своих работах художник исследует изменения материальной среды под влиянием искусственной технологической природы. Персонажи Кондо находятся в трехмерных  координатах, сочетая в себе карикатурную анимацию, разрушение и драматизм.

Картина Мартина Киперберга«Contemporary Art Part II», художник Мартин Киперберг

Приведем еще один пример современного поиска в живописи. Немецкий художник Мартин Киперберг говорил про искусство: «Просто повесить картину на стену и назвать это искусством – глупо. < ... > Говоря «искусство», вы подразумеваете и все остальное. В галерее это и пол, и архитектура, и цвет стен».

В работах Киппенбергера, среди которых - живопись, скульптура и множество гибридных практик, границы картинной плоскости находятся в постоянном движении. Художник играет с изображаемым, с пространством, в которое он помещает работы, и с пространством внутри самой работы.

При этом хочется сказать, что в погоне за креативом и новыми способами выражения творческой мысли всегда присутствует опасность того, что увлекаясь эффектным материалом, художник становится заложником «вау»-формы и «шумовая» завеса от технически сложного может заглушать смысл художественного высказывания.

Искусственный интеллект и искусство

Картина, созданная искусственным интеллектом«Портрет Эдмонда Белами», созданный искусственным интеллектом

В 2018 году на аукционе Christie’s за $432,5 тыс. был продан «Портрет Эдмонда Белами» (Portrait of Edmond Belamy) – человека, которого никогда не существовало. Картину создал алгоритм, разработанный французским коллективом Obvious. 

Современный компьютер – помощник художника или самостоятельный творческий субъект, который может создавать произведения искусства?

Единого мнения на этот счет не существует. Одни ученые считают, что если взять за основу точку зрения о том, что всякому творчеству всегда предшествует историко-культурная схема, а креативная идея - это новая и ценная комбинация известных идей, то с помощью супермощных компьютеров, обладающих способностью работать с большим объемом данных, проводить аналогии и делать выводы, можно создавать произведения искусства.

Другие авторы придерживаются мнения о том, что подлинное искусство создается исключительно при участии человека и включает его личный опыт и переживания, а искусственный интеллект — лишь мощный инструмент, расширяющий возможности творцов, но не заменяющих их.

Искусство и зритель

Выставка с дополненной реальностьюФотография с сайта www.townandcountrymag.com

Прошло то время, когда зритель был сторонним наблюдателем. Современное искусство с каждым годом становится все более интерактивным. Сегодня зритель получил возможность вступать в контакт с художником и даже участвовать в создании новых произведений искусства.

Мультисенсорные художественные инсталляции дают возможность глубже познакомиться с идей автора и понять его замысел. Можно предположить, что изобразительное искусство будущего переключится с создания дополненной реальности в пользу сбора и трансляции опыта и импульсов напрямую в сознание человека. Например, находясь вдали от галереи или музея, можно  будет надеть легкий комбинезон и вместе с гарнитурой VR или BCI и потрогать,  понюхать, попробовать на вкус и услышать все чудеса, которые создали художники.

Искусство и общество

Работа Бэнкси Девочка с шаром«Девочка с шаром», художник Бэнкси. Фотография с Pinterest

«Художники не создают общество, они его отражают» (Бен Элтон, актер и писатель).

Работа художника всегда является результатом его взаимодействия с миром. Художественные движения еще сто лет назад играли важную роль в социальных изменениях, а искусство влияло на изменение мышления или политических взглядов.

При этом с каждым годом связь между искусством и обществом становится более заметной. Развитие видеоформатов и социальных сетей позволяет художникам и другим представителям современной творческой среды фиксировать и документировать события в режиме реального времени, давать собственную оценку происходящему и даже разоблачать. 

Вероятнее всего, с развитием существующих и появлением новых форматов взаимодействия художника и зрителя данная тенденция будет только усиливаться.

Развитие искусства в будущем: мнения художников

Карла Ганис, художница

Работа современной художницы Карлы Ганнис

«Селфи-рисунок 41 — Вавилон в стране чудес», художница Карла Ганис

По мнению американской художницы Карлы Ганис к 2118 году на Земле будет перенаселение 20 миллиардов человек и 250 миллиардов машин, а также значительно сократится количество пригодных для жизни территорий. Все это приведет к тому, что не останется места для хранения физических произведений искусства. По этим причинам основным направлением в искусстве станет абстрактный компрессионизм. Предметы искусства будут создаваться и сжиматься с использованием нано-технологий, а увидеть их можно будет только в виртуальной реальности.

Дуг Эйткен, художник

Работа Дуга Эйткана«Don't Think Twice II Iki Kere Dusunme 2», художник Дуг Эйткан

Еще один представитель американского современного искусства, художник Дуг Эйткан, считает, что со временем искусство станет менее материальным, а зритель более активный и вовлеченный. Диалог автора со зрителем будет лишен той степени формализма, которая есть сейчас. Появятся новые более эмпирические формы произведений искусства. Мы перестанем рассматривать искусство как нечто, что пассивно висит на стене. Искусство станет неотъемлемой частью нашей жизни, а не ее украшением.

Мишель Грабнер, художница

Работа Мишель Грабнер на выставкеРабота Мишель Грабнер из керамических и латунных плиток на выставке в галерее в Нью-Йорке

По словам художницы Мишель Грабнер медийная революция служит экономическим, а не культурным целям, поэтому какую бы форму ни принимало искусство, зрители еще долго не смогут понять его в полной мере, так как их внимание в первую очередь сосредоточено на потреблении.

Якоб Фишер, основатель компании Studio Space

Фотография выставки со световыми спецэффектамиФотография с сайта https://ytg.agency

По словам основателя креативной студии, которая специализируется на создании интерактивных инсталляций, Якоба Фишера, уже в ближайшем будущем человечество станет свидетелем пика развития цифрового искусства с интерактивными эмпирическими произведения, а затем возврата людей к обыденным материальным вещам, которые они могут потрогать и почувствовать. 

Сегодня сложно точно предсказать, какими путями пойдет искусство в будущем: полностью уйдет в виртуальное пространство или по-прежнему будет существовать в реальном мире, заменит ли искусственный интеллект людей-творцов? Единственное можно сказать с уверенностью, что искусство будет по-прежнему занимать важную роль в жизни человечества и отражать изменения, происходящие в обществе.

Статьи в нашем блоге
Все статьи