Дата публикации:
06.09.2022
Автор:
Мария Горбунова

Московский Матисс и другие

Одна из особенностей искусства XXI века — микс стилей и техник прошлого.  Цитируя «великих» и используя для вдохновения культурный архив с его огромным количеством информации о различных направлениях, современные авторы предлагают их собственную авторскую интерпретацию, особый ракурс и взгляд.  

Для зрителя уметь находить исторические «следы» в работах настоящего — значит читать современное искусство «между строк», понимать почему автор использовал отсылку к тому или иному художественному течению. 

Искусствовед, куратор галереи современного искусства SMART Мария Горбунова проводит параллели между искусством прошлого и настоящего и на примерах показывает преемственность искусства. 

Почему Илья Комов «русский Матисс»?

Картина Анри Матисса в розовых тонах«Вид Коллиура», художник Анри Матисс

«Основная задача цвета — служить выразительности» (Анри Матисс, художник).

На рубеже XIX–XX веков во Франции появилось новое художественное течение — фовизм, его основоположниками стали художники Анри Матисс и Андре Дерен. 

Во главе угла фовисты ставили цвет и его материальное присутствие на картинах. Цветовая палитра была куда важнее точного изображение объекта. По мнению фовистов, именно сочетание цветовых пятен вызывает эмоции у зрителя и влияет на его настроение, поэтому в своих работах Матисс отказался от излишней детализации и работал большими цветовыми полями. Его картины выделяются эмоциональной открытостью, буйством цветовой палитры, которая как будто рассказывает о том, что мир прекрасен. 

Яркий абстрактный городской пейзаж«Октябрь», художник Илья Комов

Последователи этого течения есть и сейчас. Давайте посмотрим на картины современного русского художника Ильи Комова. Автор работает крупными цветовыми массами, на его холстах мы видим много сиреневых и розовых оттенков, открытые яркие и чистые краски. Художник рассказывает зрителям о своем восприятии мира с помощью цветовой палитры.

«Мир наш, в котором мы живем, представляется мне необычайно ярким, праздничным и красивым» (Илья Комов, художник).

Реальная жизнь не является отправной точкой, вокруг которой художник строит свою работу. Скорее, он преображает видимое и изображает фигуры, объекты и даже портреты с помощью собственных цветовых формул. Таким образом он передает настроение и впечатления от посещения тех или иных мест, от знакомства с новыми людьми. 

Импрессионизм в прошлом и настоящем

Картина Клода Моне Дама с зонтиком«Прогулка. Дама с зонтиком», художник Клод Моне

«Я желаю недостижимого. Другие художники пишут мост, дом, лодку, и на этом всё. Они закончили. Я же хочу написать воздух, окружающий мост, дом, лодку, красоту воздуха, в котором существуют эти объекты, а это невозможно» (Клод Моне, художник).

Попытка уловить ускользающее мгновение, акцент на первых впечатлениях от увиденного, отсутствие четких контуров и много света – признаки, по которым работы импрессионистов угадываются с первого взгляда. По их мнению, самое главное в работе художника запечатлеть изменчивость окружающего мира и его сиюминутность, а главный инструмент в этом –  свет. Используя игру света и тени, а также блики, рябь и мерцания, художники буквально «оживляют» картины.

Глядя на их работы, создается впечатление, что люди замерли буквально на мгновение, а через секунду снова продолжат движение. Возьмем для примера картину «Прогулка. Дама с зонтиком» Клода Моне. Взгляд и положение головы женщины указывают на то, что она только что увидела зрителя, но не собирается останавливаться перед ним. Платье и вуаль шляпки развеваются на ветру, повторяя направление движения облаков. Кажется, что женщина сейчас поднимет зонтик и взлетит вслед за ними. Плотное солнечное свечение будто бы окутывает полотно, делая контуры людей нечеткими. 

Подобная цветовая и световая вибрация присуща работам современных авторов, например, картинам молодой российской художницы Полины Микитенко. Ведущий элемент на ее полотнах – солнечный  свет, который передается с помощью импрессионистических техник. Художницу волнует момент, состояние дня, в котором находятся герои произведения. Как правило, они погружены в себя, и мы можем наблюдать за ними в момент, раскрывающий их внутреннее состояние. 

Изображение девушки с книгой у окна«Девушка с книгой», художница Полина Микитенко

Для примера обратимся к картине «Девушка с книгой». Работа передает впечатление от повседневного мимолетного мгновения. Свет падает на фигуру, пронизывая все пространство солнечными вибрациями. Живописная поверхность буквально соткана из раздельных мазков, которые при различной тональности создают игру цвета и света на картине. 

В этой статье мы показали, как находить в современных произведениях отсылки к прошлому. Такой анализ не требует глубокого погружения в историю и доступен каждому, кто интересуется современным искусством. При этом польза от него неоспорима, потому что он помогает более точно уловить настроение автора, его эмоции в момент создания картины, а также идеи, которые он хотел передать. 

Статьи в нашем блоге
Все статьи