Дата публикации:
13.12.2022
Автор:
Мария Горбунова

Теория цвета Кандинского

«Цвет — это клавиши, глаз — молоточек, душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством той или иной клавиши целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу» (В.В. Кандинский, русский художник).

Вы думаете, что профессия художника - это про "покрасить картинку в цвет дивана"? Или нарисовать березку  "очень похоже"? Профессиональный художник - это философ, исследователь, которого интересуют разные аспекты. Многие художники писали философские труды и изучали творчество с разных точек зрения.

Почему одни картины заставляют нас взбодриться, а другие вызывают чувство умиротворения? Сюжет, размер полотна, его форма — безусловно, важны, но одним из ключевых моментов, определяющих настроение художественного произведения, является его  палитра.  Цвет — один из основных элементов художественного языка в арсенале художника, с помощью которого он ведет диалог со зрителем.

Великий русский художник, основоположник абстракционизма Василий Кандинский на протяжении всего своего творческого пути исследовал возможности цвета, его психологическое воздействие, а также связь живописи с другими видами искусства. 

Куратор галереи SMART и искусствовед Горбунова Мария рассказывает о значении цвета и музыки в творчестве Кандинского.

Цветовосприятие

Абстракция Кандинского Композиция VI«Композиция VI», художник Василий Кандинский

Для Кандинского цвет это то, чем можно влиять на душу. Согласно теории художника цвета в палитре оказывают физическое воздействие на глаза человека. Цвет способен вызывать вибрацию души или «внутренний резонанс» эффект, при котором цвет соприкасается с духовным началом человека.

В момент взаимодействия с цветом человек испытывает восторженное ощущение, похожее на впечатление от дегустации неизведанного экзотического фрукта или деликатеса. 

Картина Кандинского Импровизация 31«Импровизация 31», художник Василий Кандинский

Цветовосприятие это способность, которая у одних есть с рождения — такие люди с раннего детства способны тонко чувствовать цвет,  другие могут развить этот навык в течение жизни. 

В качестве примера Кандинский в своей книге «О духовном в искусстве» приводит историю врача из Дрездена, который от одного из пациентов услышал, что один из соусов является для него неизменно «синим», что означает, что он напоминает ему синий цвет. По мнению художника, подобное восприятие цвета присуще только духовно высокоразвитым людям, у которых эффект от восприятия цвета быстро и напрямую передается душе и чувствам.  

Интересно еще то, что с возрастом и обретением жизненного опыта восприятие цвета у человека меняется, раскрывается и становится более полным и насыщенным, как сложный аромат парфюма или выдержанное вино. Так, на ребенка, который впервые столкнулся с ярким объектом в реальном мире, цвет вначале производит лишь поверхностное впечатление, которое исчезает вскоре после того, как было вызвано. Воздействие на взрослого человека совершенно иное, более глубокое, заставляющее воспринимать краски произведения через призму личных воспоминаний и заново их переживать.

Абстракция Кандинского в сиренево-желтых тонах«Желтое-красное-синее», художник Василий Кандинский

Теория цвета Кандинского неразрывно связана с абстракционизмом — направлением искусства, основоположником которого он является. По мнению художника, для выражения абстрактной идеи на холсте существует два средства: цвет и форма. Цветовая палитра делится на теплые или холодные цвета, а те в свою очередь бывают светлые или темные. Теплые тона приближаются к человеку, холодные, наоборот, отдаляются. Так, основное свойство зеленого — спокойствие, он оказывает наиболее благоприятное воздействие на человека. Красному свойственно движение, но в зависимости от теплоты или холодности он может производить разное впечатление: радость, триумф, пылающую страсть или тревогу.

Абстракция Кандинского с геометрическими фигурами«Композиция (красный, желтый, черный)», художник Василий Кандинский

Форма может существовать без краски, а для цвета нужны ограничения. Форма и краска по-разному влияют друг на друга, меняя значения и по-новому расставляя акценты. Одна форма усиливает цвет, другая, наоборот, приглушает. Именно их сочетание оказывает специфическое воздействие и рождает определенные ассоциации у зрителя. Например, желтый усиливает свое звучание в треугольнике, а синий в круглой форме. Даже само изменение формы меняет звук композиции в целом.

Статья о роли цвета в работах Кандинского была бы неполной без рассказа про роль музыки в жизни и творчестве художника. Несмотря на то, что Кандинский был живописцем, наравне с цветом большое значение для него всегда имела музыка, поэтому давайте отдельно поговорим про взаимосвязь звуков и краски в работах великого абстракциониста.

Музыка и цвет

С раннего детства художник обладал тонким слухом и уникальной мультисенсорной способностью видеть звук и слышать цвет — синестезией.   

Картина Кандинского в желтых тонах«Желтый аккомпанемент», художник Василий Кандинский

Именно музыка помогала художнику найти способы воплощения его художественных замыслов на холсте. В своих книгах Василий Кандинский говорил о том, что цвета могут быть выражены через звук и предлагал воспринимать цвет через призму музыки. По его мнению, краска и звук взаимодействуют между собой и оказывают влияние на восприятие зрителем произведения искусства. 

 «Звучание цвета настолько точное, что было бы трудно найти человека, который попытался бы выразить впечатление ярко-желтого в басовых нотах фортепиано или марены в виде голоса сопрано» (В.В. Кандинский, русский художник).

Знаменитая абстракция Кандинского Композиция VII«Композиция VII», художник Василий Кандинский

Каждый оттенок ассоциировался у Кандинского со звучанием определенного инструмента: красный трубы или барабан, зеленый скрипка, синий виолончель,  белый — цвет вселенной и безмолвия (как пауза в музыке), черный — это вечное безмолвие без будущности и надежды. На фоне черного все краски звучат сильнее, на белом, наоборот, теряют силу. 

Легко заметить, что названия многих своих картин Кандинский позаимствовал из музыкальной терминологии. И это не случайно, в работах художника скрыта полифония, которую зрители ощущают как «цветовые» аккорды. 

Светлая абстракция Кандинского с геометрическими фигурами«Композиция VIII», художник Василий Кандинский

Теория восприятия цвета и концепция синтеза разных видов искусств Кандинского способствовали появлению нового художественного языка и не утратили своей актуальности в настоящее время. Развитое чувство цвета помогает в повседневной жизни буквально всем, а не только представителям творческой среды. Умение чувствовать цвет и различать настроение его оттенков помогает безошибочно выбирать предметы гардероба, декор для дома и, конечно, искусство, которое будет находить эмоциональный отклик в душе.

Если цветовосприятие еще дремлет, то не стоит переживать, его всегда можно развить путем повышения общего уровня насмотренности посещением художественных выставок, изучением работ художников прошлого и настоящего, а выбор картин пока доверить профессионалам. 

Статьи в нашем блоге
Все статьи