Дата публикации:
05.09.2023
Автор:
SMART Gallery

3 мифа о современном искусстве

Миф № 1: «Современное искусство -  некрасивое и эпатажное»

Увы, средства массовой информации преуспели в поддержании этого мифа. Статьи и передачи о чем-то эпатажном – более рейтинговые, этим обусловлено повышенное внимание СМИ к такого рода креативу.

Вместе с тем, современное искусство – это очень широкий пласт. И де-факто означает любой креативный продукт, который создают художники – наши с вами современники, живущие с нами сейчас на одной планете, в одной стране, в одном городе и, возможно даже – в одном доме!

Современных художников много и пишут они в разных стилях и техниках, транслируют разные идеи и концепты. А это означает, что в работах современных мастеров может присутствовать эстетика и философия. И она присутствует!

"Обнаженная 1", художник Тихонов Михаил

 

Миф № 2: «Любое произведение современного искусства таит в себе некий смысл, который доступен не всем»

Друзья, спешим развеять этот миф и сказать, что все смыслы очень просты.

Если мы видим перед собой фигуративную живопись (пейзаж, натюрморт, портрет) и вы понимаете, какие объекты там изображены – важно только ваше личное отношение к этим объектам. «Нравится ли мне этот чайничек в натюрморте? О чем он мне напоминает? Какие ассоциации или воспоминания у меня срабатывают"?  Здесь нет никакого второго дна – это просто чайник. И он может нравиться или не нравиться.

Другое дело, что на широкую публику вываливается слишком много заключений искусствоведов о том, «каков истинный подтекст изображения этого чайника». И мы читаем тонны информации о том, что чайник – это «символ опустошенности и одиночества» или что-то в таком духе. Так вот, друзья, - это личная точка зрения конкретного искусствоведа. Он так видит. И не факт, что художник разделяет это видение. Здесь больше про восприятие работы конкретным человеком (исходя из особенностей его психотипа, его социального окружения, образования, воспитания и т.д.).  У вас – свой жизненный опыт и в одной и той же картине вы и любой другой человек увидят разное. Это норма.

Если же мы видим перед собой живопись беспредметную (абстракцию) – здесь тоже  все просто. Нравится ли вам цвет? Сочетания цветов? Линии? Пятна? Размер работы? Какая-то особенная техника нанесения  краски? Какие ассоциации срабатывают лично у вас? Какие эмоции вызывает работа? Только ваши личные ощущения! И пусть вас не смущают названия абстрактных работ. В большинстве случаев художники придумывают их сходу или вообще доверяют эту почетную функцию своим родным и друзьям) У художника не стоит задача заморочить голову зрителю. В большинстве случаев художники больше любят процесс (создание картины), а не результат (собственно картина). Название картины может лишь подтолкнуть вас к тому или иному восприятию этой конкретной картины. Но не больше.

Если перед нами концептуальное произведение, то здесь - да, с наскока не оценить. Нужно поискать информацию о художнике, о его философии, о конкретной его серии или даже о конкретной работе. Что было предметом внимания художника? Какая тема? Как она раскрыта? Это как в опере - не прочитав либретто, трудно представить себе, о чем опера.

Мы предлагаем доверить оценку работы художника -  с точки зрения ее техники - специалистам (искусствоведам, художественным критикам, кураторам и галеристам). А эмоционально оценивать только самостоятельно!

"Зима - горизонт", художник Михаил Кабан-Петров

 

Миф № 3: «Мой ребенок так же нарисует!»

Не нарисует. Потому что у любого произведения (даже у того, которое вы не понимаете) имеется свой бэкграунд. Обусловленный опытом конкретного художника, его положением в арт-сообществе, его философией и новизной «сказанного» в истории искусства.

Чтобы оценить смелость/наглость/самобытность/новаторство/мастерство художника, надо хотя бы по верхам быть знакомым  с историей и теорией искусства. Это дает понимание - почему и как художник пришел в эту "точку"

Ребенок же находится вне этой среды и любой его рисунок – это просто детский рисунок. Хороший способ развития мелкой моторики рук, памяти, внимания и воображения. И такой рисунок бесценен для родителей этого ребенка. Но только для них.

"Air", художник Горбунова Мария

Если вы прекрасно себя ощущаете на поле современного искусства, вы наверняка назовете еще парочку подобных мифов. Но чем больше вы смотрите новых картин, чем шире ваш арт-кругозор, тем дальше вы уходите от этих мифов, тем чаще эти мифы становятся критерием "свой\чужой" в общении с разными людьми.

 

Статьи в нашем блоге
Все статьи