Что такое "салонное искусство"? Почему это плохо?
Такого рода работы попадаются и в центре Парижа, и на площадях Брюсселя, и в Москве в местах скоплений туристов, которые мечтают о недорогих сувенирах. Это «не_искусство» отличается наивной простотой прочтения и не претендует на глубокие смыслы и глубину восприятия. Это псевдоискусство, мимикрия под истинное искусство.
Серии повторяющихся милых сюжетов. Например, парижские улочки, милые балерины или букетики ромашек, ландышей. Простые радости жизни, словно сошедшие с поздравительных почтовых открыток, выставлены на продажу людьми, играющими роль хрестоматийного художника в шарфе. В Москве вы можете увидеть таких персонажей на Арбате, на Кузнецком мосту или на Крымской набережной.
Какие признаки имеют салонные работы?
Конечно, легко критиковать эти милые сюжеты, но не простота делает их крамольными и дешевыми. Ответ кроется в качестве изображений.
Перечислим явные признаки салонного искусства (которые нужно учитывать в совокупности):
- Как правило, такие работы выглядят "сладенькими", будто вам в капучино всыпали 15 ложек сахара.
- Цвет - очень яркий, и невозможно сказать, какая гамма или палитра в работе преобладает.
- Нет фактуры мазка, есть либо гладенькие цветные пятнышки, либо «нашлепки», которые аккуратно и ровненько положены на поверхность холста.
- Все цвета налиты прямо из тюбиков и отдают кислотностью. Как на дешевом китайском рынке, когда вам предлагают подделку Prado с дешевыми стразами.
- Можно сказать, что такие работы просятся и предлагают себя, словно ярко разукрашенные открытки, увеличенные до размера картины, и оформленные в игрушечную рамочку.
Такие работы не относятся к качественному искусству. У них небольшая ценность, равная фотографии или сувениру из поездки.
В них нет работы с цветом и композицией, так как зачастую сюжеты берутся именно с фотографии или открыток. В этих работах отсутствует образность, художественный поиск. Есть форма, которая выглядит намеренно помытой, гладкой, благоухающей, как надушенная невеста, которая просится замуж.
Если у вас в голове ничего кроме мысли «Ооооо, как мило!» не возникает, значит вы находитесь рядом с таким вот китчем, который притворяется искусством. Который похож на яркую обертку для невкусной конфеты, на дешевый браслетик на рынке.
И о главном
Главным критерием такого псевдоискусства является его растиражированность. Оно НЕ уникально.
Ему присуща "красивость". Не красота и глубина, которая достигается поиском и духовной работой художника, работой в размышлении с материалом, погружением в темы, осмыслением и переосмыслением которых занимается художник, а "красивость". Стремление копировать те изображения и сюжеты, которые могут вызвать временное умиление и снизить критику.
Этот материал подготовлен не для того, чтобы кого-то обидеть или унизить. Единственная цель - дать возможность неспециалисту разобраться в вопросе и сделать самостоятельные выводы.
Как выбрать картину самостоятельно?
Даём полезные советы и развиваем
вашу насмотренность!
-
Интервью с художником Михаилом Тихоновым15.09.2024О жизни в Тарусе, творческом союзе с Еленой Утенковой-Тихоновой…Читать далее
-
Интервью с художником Алексеем Чаругиным09.09.2024О поисках собственного стиля, творческом ступоре и "древнерусской…Читать далее