Дата публикации:
25.11.2022
Автор:
Наталья Хацела

Феномен онлайн-галерей. Как покупают искусство в онлайне

Продажи товаров, работ и услуг уже давно освоили цифровой формат. Но есть сферы, в которых интернет-продажи развиваются не так стремительно.

Купить продукты в интернет-магазине? Легко! Одежду, обувь, бытовую технику? Да запросто! Украшения из драгоценных металлов? Возможно, но уже сложнее – надо увидеть воочию, потрогать, оценить. Хотя доставка на дом частично снимает эти барьеры. А искусство? Можно ли купить картину художника (а если еще и известного?) в онлайне?

Теоретически все просто: находишь онлайн-галерею, выбираешь картину, кладешь в корзину и оформляешь доставку. Однако, если принять во внимание стоимость произведений искусства, рука не тянется к кнопке «Положить в корзину».

Онлайн-формат для галерей - уже давно не новость. И почти у всех есть опция доставки картины к клиенту. Снимает ли это барьер онлайн-покупки? Однозначно – нет.

Картину нужно обязательно выбирать «вживую» - это факт. Но это же не примерка обуви (там все ясно – примерил, походил туда-сюда по дому и понимаешь – подходят тебе туфли или нет). «Примерить» картину за пару минут не получится.

Произведение искусства – сложный товар. Во всех смыслах. С точки зрения его технической и искусствоведческой оценки (а в подавляющем большинстве случаев это может сделать только специалист). С точки зрения тех эмоций, которые вызывает конкретная картина. С точки зрения уместности/неуместности именно этой картины в вашем доме.

«Примерка» картин к себе и своему дому, конечно, имеет свою специфику. Но в данном случае именно онлайн-галереи могут дать первое представление о всем многообразии, которое представляет современный арт-рынок.

В чем плюсы онлайн-галерей:

  • Большой выбор картин (разные художники, стили, жанры, размеры, цены). Можно сколь угодно долго находиться на сайте и просматривать картины, определяясь по ходу – «Чего же я хочу?»;
  • Есть фильтры, позволяющие подбирать картины по разным параметрам (стиль, жанр, цвет, размер, цена, стиль интерьера);
  • Много информации как о самих картинах, так и о художниках. Можно дополнительно поискать информацию в интернете о художнике, чьи работы понравились.

В чем минусы онлайн-галерей:

  • Большинство онлайн-галерей не хранят картины у себя (просто выкладывая на свой сайт фотографии картин художников, с кем договорились о сотрудничестве). Это означает, что галерея не осведомлена о техническом состоянии картины (аккуратно ли выполнена работа в техническом плане – как натянут холст, как он закреплен, не испачкано ли красочное покрытие посторонними веществами и т.д.).
  • Из первого пункта также следует, что такая галерея не готова обеспечить оперативную доставку картины до клиента (надо выяснить, на месте ли художник, не продана ли именно эта картина и т.д.).  Однако, есть онлайн-галереи, которые имеют свое хранилище, где хранят все работы, выложенные на сайте.
  • Некоторые онлайн-галереи не «фильтруют» картины на вход в галерею (отсутствует специалист, который отвечает за отбор художников и их работ). Это означает, что в онлайн-галерее присутствуют разные по качеству работы художников. И если вы не являетесь специалистом, вы легко можете купить откровенно слабую работу;
  • Не все онлайн-галереи сопровождают сделку купли-продажи картин (передавая потенциальному покупателю лишь контакты художника). Это резко снижает уровень сервиса для покупателя и зачастую делает покупку невозможной.

 

Поэтому к выбору онлайн-галереи надо подойти системно. Вот наш чек-лист для оценки онлайн-галерей:

  • Наличие фильтра на вход картин в галерею (смотрим раздел «О галерее», «О нас», «О компании», «Наша команда» и т.п.) Смотрим, есть ли сотрудник, отвечающий за «фильтр». Он может называться куратор, искусствовед, арт-консультант. О нем можно найти информацию в интернете именно как о человеке искусства (это не дизайнер интерьера, не менеджер по продажам, не PR-специалист и т.д.;
  • Галерея сама организует бизнес-процессы и не перекладывает обязанность общения с художниками на покупателя (смотрим раздел «Доставка и оплата», или «Как купить картину», или «Как мы работаем» и т.п.);
  • Онлайн-галерея готова обеспечить доставку картины к вам домой или в офис.

Это – минимум, который должен быть в обязательном порядке. Иначе вы запросто можете приобрести плохую  работу, при этом вам придется коммуницировать с творческой личностью самостоятельно и ехать за картиной самому.

Из «приятностей», которые могут быть дополнительно у онлайн-галерей:

  • Онлайн-примерка картин на сайте (вы можете примерить понравившуюся картину на фото вашего интерьера);
  • Примерка картин у вас дома (это не просто доставка. Это размещение картин в той локации, где вам нравится, чтобы вы посмотрели, как картина смотрится с разных точек обзора).

Еще лет 5-7 назад эти форматы в сфере искусства были в диковинку. Но сейчас почти каждая галерея (не только онлайн, но и офлайн) предоставляет такие услуги.

Выводы мы бы сделали такие: выбирать искусство онлайн можно и нужно (как минимум – определиться со стилистикой картин, которые нравятся; определиться, возможно, по художникам; прицениться). Но покупать картину – только после знакомства с ней «в живую»! 

Основатель онлайн-галереи SMART,
Хацела Наталья
Статьи в нашем блоге
Все статьи