Натюрморты современных художников - какие они?
По школьным учебникам мы помним, что натюрморт - это изображение предметов, "неживой природы". В памяти всплывают картины с цветочными букетами и с фруктами, выполненные в реалистичной манере. Потом мы вспоминаем натюрморты, которые видели в музеях, но тоже в первую очередь вспоминается классика - реалистичное искусство.
Но современное изобразительное искусство не стоит на месте. Пишут ли современные художники натюрморты? Какие они? Такие же, как 100-200-300 лет назад? Отчасти - да, отчасти - категорическое "нет".
Почему "да"? Потому что жанр натюрморта как был, так и остается. Это изображение неживой природы. Это определение в теории искусства не меняется, оно статично и стабильно.
А что же меняется? Меняется быт людей, меняются предметы - и это только верхушка айсберга. Главное - меняются стили, в которых работают художники. Меняется их отношение к этому жанру. Появляются новые техники исполнения.
С появлением фотографии художники в большинстве своем перестали ставить своей целью "нарисовать похоже". На первый план вышла уникальность трактовки старых, понятных образов. Какие трактовки могут быть в натюрмортах, спросите вы? А давайте посмотрим!
Мы подготовили обзор натюрмортов художников нашей галереи!
Работа Абжинова Эдуарда "Васильки" интересна своей техникой (холст, масло, воск). В такой технике мало кто работает, она достаточно сложна. Именно воск придает такую фактурность красочной поверхности. Сложный цвет фона (серо-зеленый) - как будто состаренный, припыленный. И на этом фоне ярко-синие васильки! Немного наивно, нарочито неидеально. Никаких парадных глянцевых ваз! Никаких пышных парадных цветов! Тихие, скромные васильки, которые мы больше помним по детству, нежели по сегодняшнему дню. Все это в совокупности - состаренность, припыленность, фактурная восковая поверхность, простые полевые цветы - выстраивает какую-то простую деревенскую историю. Когда все просто. Когда не надо "казаться", а можно просто "быть".
"Balance" - работа Григоряна Юрия. Этот натюрморт про современность, про идеальный баланс (и про его хрупкость, нестабильность). Вряд ли можно назвать эту работу натюрмортом в его классическом понимании, но у нас не стоит задача сверяться с теорией искусства. Мы думаем, здесь больше не про предметы, а про состояние. Состояние баланса - в настроении, в делах, в жизни. Это не про "натюрморт на кухню", понимаете, да?
"Дыня на закате" - работа художника Ефанова Павла. Какие цвета! Яркий, сочный поп-арт! Выглядит очень современно! Этот натюрморт - про жизнь, которая бьет ключом, про молодость и беззаботность) Полуабстракция-полунатюрморт. Но мы все же явно угадываем ровные ломтики порезанной дыни.
Работу "ХЛЕБЪ" художника Михаила Кабан-Петрова сложно назвать натюрмортом. Она и не является натюрмортом в классическом понимании. Работа концептуальная и философская. Это не просто "я положил кусок хлеба на стол и его нарисовал", как может показаться неискушенному зрителю Для того, чтобы разобраться, как относиться к такого рода работам, нужно ознакомиться с творчеством этого художника, почитать/послушать его интервью. И паззл начнет складываться. Но, повторимся, для неискушенного зрителя это "натюр" "морт" - неживая натура. Мы писали о творчестве Михаила здесь.
Работа "Семь груш" художника Колеватых Сергея. Яркая жизнерадостная композиция! И эту работу можно отнести к натюрмортам. Она напоминает нам компьютерную игру или какую-то другую цифровую иллюстрацию. Ощущение ультрасовременности и диджитала. Согласитесь, существенно отличается от классических натюрмортов, которые мы помним со школы?) В этой новизне и заключается смысл поисков художника.
"Ваза № 3" из серии "Голландия" художника Колистратова Дмитрия. Посмотрите внимательно - ваза разбита и склеена. Хотим обратить ваше внимание, что картина не обязана быть "красивой" - глянцевой, прилизанной и парадной. Зачастую именно неидеальность "делает" настроение и вызывает эмоции. Если бы вы увидели красивую, новую, целую вазу, вы бы подумали "Красивая ваза". И все) А сейчас даже у неискушенного зрителя появятся вопросы - "А почему она разбита? Она сама разбилась или ее кто-то разбил? Зачем ее склеили? Почему это важно?". Все эти вопросы могут наводить на более глубокие мысли - "Можно ли склеить то, что уже было разбито? Профессию? Отношения? Жизнь?"
Разве это просто натюрморт? Это просто про вазу? Просто про неживую натуру? Нет, конечно. Но в основе - жанр натюрморта.
"The gloaming (Сумерки)", художник Корчагин Олег. Черно-белый натюрморт, уходящий в сумеречную синеву. Все вокруг становится одного цвета - предметы, дома, деревья. И чаша на столе - как символ дома, убежища, крова над головой. И дело не в цвете, а в ощущении дома. А возможно, вы вспомните свои личные события. И от этого эта картина станет еще теплее, еще ближе.
Посмотрите также на технику письма: поверхность кажется шероховатой, потертой, неровной - как будто состаренной, напоминающей о старой деревне. Такие моменты тоже очень выделяют работу среди других. Главное - не быть "как все". Для профессионального художника - это смерть.
Это лишь часть работ художников нашей галереи, которые мы можем объединить одним словом "натюрморт". Но теперь вы знаете, что они бывают очень и очень разными.
Ниже - некоторые из этих работ в интерьерах. Обратите внимание, как современно они смотрятся.
Еще больше натюрмортов вы можете посмотреть здесь.
Как выбрать картину самостоятельно?
Даём полезные советы и развиваем
вашу насмотренность!
-
Как подбирать картины?14.10.2024На что обратить внимание при выборе картины. Практичные советыЧитать далее