Дата публикации:
15.04.2024
Автор:
Наталья Хацела

Почему покупка современного искусства не является традиционным инвестированием?

Работа Студии 30 "Волатильность"

Вы, конечно же, знаете о возможности  инвестирования в искусство вообще и в современное искусство в частности. Поговорим об инвестициях в современное искусство в России. 

Кто дает советы об инвестировании в современное искусство? Галеристы, художники и прочие участники арт-рынка. Очевидно, что эти советы продиктованы по большей части  желанием продать это самое искусство.

Большинство людей в арт-сообществе страшно далеки от экономических и финансовых реалий. Но они где-то читали, что есть люди, которые покупают искусство только потому, что рассматривают это приобретение как инвестиционное вложение. При этом им не объяснили, что научиться говорить с придыханием слово «инвестиции» - еще недостаточно для того, чтобы клиент с радостью прибежал тратить свободные денежные средства.

Что такое традиционные инвестиции?

Инвестиции – это про доходность, инфляцию и маржинальность. Это графики доходности за прошлые периоды и прогнозные данные по будущим периодам. Это исключительно финансовая аналитика, голый рассчет.

Когда рассуждают об инвестициях, в подавляющем большинстве имеют в виду именно традиционное инвестирование - в акции, облигации и прочие понятные и хорошо известные активы. Традиционализм проявляется в предсказуемости инвестиций и в наличии подробной финансовой информации по активу.

Рынок предметов искусства не удовлетворяет этим  требованиям. Он максимально непрозрачен, предметы искусства имеют невысокую ликвидность, инвестирование в такой актив требует глубокой экспертности в теме. А это означает, что подходить к приобретению искусства как к традиционному виду инвестиций - в корне неверно.

В большинстве  случаев современное искусство России и инвестиции – это параллельные миры (надеюсь, что это временно, но пока так). Почему же так?

  • Отсутствует исторический аспект оценки стоимости картин ныне живущих художников. Практически нет участников рынка, отслеживающих и фиксирующих реальные цены продаж на картины художников за прошедшие периоды (открытая статистика по ценам есть только в аукционных продажах и только в части их сделок, у арт-дилеров, галерей и художников статистика закрытая);
  • Отсутствует однозначность в оценке перспектив ныне живущего художника (молодой художник может оставить занятия творчеством и уйти в другую профессию, в таком случае стоимость его работ будет стремиться к нижней границе или вообще к нулю  и т.д.).

В общем и целом – отсутствуют достоверные финансовые и экономические данные, которые могли бы быть положены в основу анализа.

В итоге возникает вполне резонный вопрос: "Если финансовый анализ в отношении современного искусства можно свести к гаданию на кофейной гуще – стоит ли инвестировать в современное искусство?". Здесь я предлагаю поговорить об альтернативном инвестировании.

Альтернативные инвестиции. Можно ли искусство оценивать с этой точки зрения?

Альернативное инвестирование - это вложение в неклассические, в нетрадиционные активы. Такие активы имеют большую специфику в виде невысокой ликвидности, необходимости быть глубоко "в теме" и нацеленности на долговременную перспективу.

В мире инвестиций есть термин "passion investments" (инвестиции в страсть). Это совершенно точно про искусство!

Философия, эстетика, статусность, развитие детей, саморазвитие, приятные эмоции, связанные с обладанием предметов искусства - все это здесь применимо. Но это совершенно другая история, о которой мы рассказали в отдельной статье.

 

Статьи в нашем блоге
Все статьи