Почему покупка современного искусства не является традиционным инвестированием?
Работа Студии 30 "Волатильность"
Вы, конечно же, знаете о возможности инвестирования в искусство вообще и в современное искусство в частности. Поговорим об инвестициях в современное искусство в России.
Кто дает советы об инвестировании в современное искусство? Галеристы, художники и прочие участники арт-рынка. Очевидно, что эти советы продиктованы по большей части желанием продать это самое искусство.
Большинство людей в арт-сообществе страшно далеки от экономических и финансовых реалий. Но они где-то читали, что есть люди, которые покупают искусство только потому, что рассматривают это приобретение как инвестиционное вложение. При этом им не объяснили, что научиться говорить с придыханием слово «инвестиции» - еще недостаточно для того, чтобы клиент с радостью прибежал тратить свободные денежные средства.
Что такое традиционные инвестиции?
Инвестиции – это про доходность, инфляцию и маржинальность. Это графики доходности за прошлые периоды и прогнозные данные по будущим периодам. Это исключительно финансовая аналитика, голый рассчет.
Когда рассуждают об инвестициях, в подавляющем большинстве имеют в виду именно традиционное инвестирование - в акции, облигации и прочие понятные и хорошо известные активы. Традиционализм проявляется в предсказуемости инвестиций и в наличии подробной финансовой информации по активу.
Рынок предметов искусства не удовлетворяет этим требованиям. Он максимально непрозрачен, предметы искусства имеют невысокую ликвидность, инвестирование в такой актив требует глубокой экспертности в теме. А это означает, что подходить к приобретению искусства как к традиционному виду инвестиций - в корне неверно.
В большинстве случаев современное искусство России и инвестиции – это параллельные миры (надеюсь, что это временно, но пока так). Почему же так?
- Отсутствует исторический аспект оценки стоимости картин ныне живущих художников. Практически нет участников рынка, отслеживающих и фиксирующих реальные цены продаж на картины художников за прошедшие периоды (открытая статистика по ценам есть только в аукционных продажах и только в части их сделок, у арт-дилеров, галерей и художников статистика закрытая);
- Отсутствует однозначность в оценке перспектив ныне живущего художника (молодой художник может оставить занятия творчеством и уйти в другую профессию, в таком случае стоимость его работ будет стремиться к нижней границе или вообще к нулю и т.д.).
В общем и целом – отсутствуют достоверные финансовые и экономические данные, которые могли бы быть положены в основу анализа.
В итоге возникает вполне резонный вопрос: "Если финансовый анализ в отношении современного искусства можно свести к гаданию на кофейной гуще – стоит ли инвестировать в современное искусство?". Здесь я предлагаю поговорить об альтернативном инвестировании.
Альтернативные инвестиции. Можно ли искусство оценивать с этой точки зрения?
Альернативное инвестирование - это вложение в неклассические, в нетрадиционные активы. Такие активы имеют большую специфику в виде невысокой ликвидности, необходимости быть глубоко "в теме" и нацеленности на долговременную перспективу.
В мире инвестиций есть термин "passion investments" (инвестиции в страсть). Это совершенно точно про искусство!
Философия, эстетика, статусность, развитие детей, саморазвитие, приятные эмоции, связанные с обладанием предметов искусства - все это здесь применимо. Но это совершенно другая история, о которой мы рассказали в отдельной статье.
Как выбрать картину самостоятельно?
Даём полезные советы и развиваем
вашу насмотренность!
-
Украшаем дом картинами к Новому году02.12.2024Если вы не коллекционер, но картины нужны сразу и на весь дом.Читать далее
-
Варианты подарков на Новый год – выбираем картину29.11.2024В ценовом диапазоне от 200 000 до 900 000 рублей.Читать далее
-
Наивное искусство: отличный вариант для первого приобретения!27.11.2024О творчестве художника Чаругина АлексеяЧитать далее