Дата публикации:
05.10.2021
Автор:
Анастасия Истомина

Подсветка картин в интерьере

Начнем с вопроса «Для чего нужна подсветка под картины?». Разве недостаточно уже имеющегося в комнате верхнего или естественного освещения? Несмотря на пристрастность в этом вопросе, отвечаем: достаточно. Картину вы не потеряете и сможете обсудить вместе с гостями — тематику, стиль художника, историю приобретения.

Тем не менее подсветка может стать одним из этапов на пути к более глубокому погружению. Допускаем вариант, что вы некоторое время жили с живописью в комнате, и лишь случайно подсветив ее, обнаружили интересные детали — фактуру, многослойное наложение краски, коллаж, увидели по-другому цвета. И только тогда задумались о дополнительном освещении.

Подсветка картины в холле

Подсветка картины в холле. "Лимоны", Владимир Рябчиков. Фото - А. Лихтарович

Если говорить о верхнем свете и специальных светильниках, то отличие кроется в задачах, которые решаются в том или ином случае:

  • Люстры равномерно освещают пространство, создавая рассеянный свет.
  • Направленное специальное освещение создает акценты.

Представьте разницу между освещенным залом в академическом театре перед началом представления и сценой в процессе спектакля. Во время действия осветитель направляет прожектор на того или иного актера, подчеркивая смену акцентов и управляя вниманием зрителя. Так же работает и подсветка картин в интерьере — полотно будто начинает говорить со зрителем. Или, скорее, вслед за направленным светом вы обращаете на него все внимание и начинаете видеть то, что ранее не замечали.

Подсветка над картиной или под ней: обзор вариантов

Скажем еще пару слов о естественном освещении картин. При дневном свете цвета красок воспринимаются естественно, без искажений. Проблема в том, что долгое воздействие солнечного света вредно для живописи — ультрафиолет и инфракрасные лучи вызывают выцветание и повреждение красочной поверхности. Поэтому мы не рекомендуем располагать живопись между или напротив окон. Если все-таки этого не избежать, то советуем задергивать шторы и закрывать жалюзи по возможности, когда комната не используется, или использовать специальную защитную пленку для окон.

Правильная подсветка в отличие от дневного естественного освещения не создаст угрозу для произведений искусства и поможет расставить акценты в интерьере.

Чаще всего встречается вариант подсветки над картиной. Варианты светильников можно разделить на группы:

  • встраиваемые потолочные светильники,
  • прожекторные светильники,
  • индивидуальные светильники для каждого полотна.

Встраиваемые светильники в основном встречаются в тех пространствах, владельцы которых изначально планировали размещать в комнатах конкретные картины, а дизайнеры планировали интерьер с учетом имеющейся коллекции. Но такое случается редко.

Наш дизайнер Наталья Болдырева делится своими наблюдениями: «Как правило владельцы понимают, что на конкретной пустой стене потом можно разместить какую-то картину, к выбору которой приходят уже после окончания отделки .Для подсвечивания живописи часто используют трековые системы освещения, в которых подвесные прожекторы передвигаются на шинопроводе. Такое освещение идеально подходит для музеев, галерей — пространств, в которых экспозиция периодически меняется, и ... для дома, если есть желание приобрести искусство».

Подсветка картины в интерьере гостиной

Подсветка картины в гостиной. "Акведук", Владимир Рябчиков. Фото - А. Володин

Индивидуальная подсветка картин — наиболее атмосферный вариант. Она освещает только живописное полотно, создавая ощущение личного или тайного разговора. Вариантов оформления — множество, и под современный, и под классический интерьер. Можно не беспокоится о том, что полотно будет освещено неравномерно.

При достаточной длине лампы (примерно ⅔ от верхней стороны картины) и освещении (вверху картины примерно в 3 раза светлее чем внизу), наш мозг подстроится, и глазам будет казаться, что работа освещена равномерно.

Подсветка картины в интерьере столовой

Индивидуальная подсветка. "Концерт", Л. Раков. Фото - С. Красюк

Нижняя подсветка картин встречается редко — она создает мрачные тени от рамы и от мазков краски, если живопись фактурная. Мы не рекомендуем ее использовать в качестве интерьерного решения для освещения картин.

Как выбрать подсветку для картины: технические характеристики

В сети можно встретить рассуждения о том, какие светильники выбрать для подсветки живописи — лампы накаливания, люминесцентные или светодиоды. В этом вопросе мы разделяем мнение профессионалов в сфере освещения произведений искусства — ничего кроме светодиодов рассматривать не имеет смысла. Они не нагреваются, создают только видимый световой спектр без ультрафиолета и инфракрасных лучей, дольше работают.

Приведем здесь совет компании TM LIGHTING, которая работает с Лондонской Национальной Галереей, по поводу цвета освещения. На английском он звучит как “THREE C’S” (по начальным буквам первых слов).

  • Цветопередача (Color Rendition Index)
    Индекс цветопередачи показывает, насколько естественными мы видим цвета объекта при освещении его световым прибором. За ориентир берется дневной свет, его индекс равен 100, поэтому при выборе подсветки для картин ориентируйтесь на значения от 95 и выше.
  • Температура цвета (Colour Temperature)
    TM LIGHTING советует ориентироваться на значение 2700 градусов Кельвина, белый свет такой температуры как раз характерен для привычных нам ламп накаливания. Значение 3000 градусов Кельвина (нейтральный теплый белый свет) уже больше подходит для галерей и торговых пространств.
  • Цветовая согласованность (Colour Consistency)
    Здесь все просто — для подсветки коллекции выбирайте один и тот же тип ламп от одного и того же проверенного производителя.

Еще один ценный совет от профессионалов — подсветка живописи должна быть в 3 раза светлее, чем освещение комнаты. Это создаст необходимый контраст между окружающим пространством и картиной.

Тщательной работы требует освещение тех картин, которые покрыты лаком или закрыты стеклом (даже если оно с антибликовым эффектом). В этом случае важно учитывать позицию зрителя — то место, с которого вы чаще всего будете смотреть на картину, и расположить освещение так, чтобы бликов было как можно меньше. Кроме того, не располагать картину напротив блестящих и глянцевых поверхностей, зеркал.

Подсветка картины в детской комнате

Индивидуальный трековый светильник над картиной. "Тишина", П. Ефанов. Фото - С. Красюк

Что касается вопроса подсветки больших картин, то он решается установкой нескольких светодиодных прожекторов. Если только речь не идет о гигантских полотнах от 2-3 метров по одной стороне. В таких случаях общими советами не обойтись, возможно, потребуется установить дополнительное боковое освещение.

В заключение мы бы хотели предостеречь вас от желания подсветить все картины, если есть коллекция. Возможно, некоторые стоит оставить в тишине. А при выборе светильников помните, что акцент должен быть на искусстве, но не на освещении.

Еще больше интересных статей читайте в блоге, в разделе Искусство в интерьере и подписывайтесь на рассылку!

В качестве бонуса мы приготовили памятку с советами по выбору освещения для живописи.

 

Получить памятку с советами по освещению живописи на e-mail

Статьи в нашем блоге
Все статьи