Дата публикации:
09.02.2023
Автор:
Наталья Хацела

Покупка произведений искусства: как избежать рисков

Покупка произведений искусства - далеко не стандартное и не ежедневное приобретение. А если это еще и впервые - вообще не понятно, в какой системе координат оценить этот процесс. Где покупать? Чего опасаться? Что прилично, что неприлично? Из чего вообще выбирать в конце концов? Есть картины по полтора миллиона, а есть картинки по 50 тысяч. В чем разница?

Художник Ривка Беларёва

Особенности покупки произведений искусства 

Давайте проведем аналогию. Представьте, что вы покупаете новую машину. Что это будет за машина? Седан представительского бизнес-класса? Удобный кроссовер для всей семьи? Надежный внедорожник для "покатушек"? Маленькая красная машинка для молодой девушки?  Все варианты можно объединить одним названием - автомобиль. Но это очень разные автомобили.

Так и с картинами. Чего вы в итоге ожидаете от этого приобретения? Получать удовольствие от эстетской вещи? Купить картину всенепременно очень известного художника, поскольку статус не позволяет приобретать нечто иное? Или у вас есть дети и вы хотите, чтобы дома они росли в высокодуховной культурной среде? Или вы человек с отличным чувством юмора и важно, чтобы искусство это однозначно подчеркивало? Понимаете, да? Это тоже очень разные картины.

Вернемся к автомобилю. Где вы его будете покупать? Только в автосалоне? На сайтах-агрегаторах по продаже подержаных машин? У друга? А ведь везде - разный контекст, разный сервис (или его отсутствие), разный социальный статус вас как покупателя.

Так и с картинами - их можно покупать в галерее, на выставке, на аукционе, у художников в мастерских, в интернете на сайтах-агрегаторах, на улице. Здесь вопрос в вашем комфорте - удобно/неудобно совершать покупку в таком месте, и, конечно, вопрос вашего финансового достатка.

Поэтому - нет единого рецепта. Чтобы дать совет, актуальный именно для вас, нужно понимать, чего вы хотите. Условно - Ладу Приору, Мерседес SLK или Ламборджини. Предложения есть в каждом сегменте. И разница далеко не в цене (вернее, не только в ней). Разница в статусе, в сервисе и в самоощущении от такого приобретения. И в качестве креативного продукта - это, пожалуй, главное.

"Белое-33", художник Пономаренко Виктор

Обозначим, кому мы сможем быть полезными и кому с нами будет комфортно:

  • вы - бизнесмен или топ-менеджер, привыкший к высокому уровню сервиса во всех сферах;
  • вы покупаете картины впервые;
  • вы не являетесь специалистом в истории и теории искусства, но для вас важно качество этого самого искусства;
  • вы хотите приобрести именно произведение искусства, а не декор;
  • вы - эстет и отличаете красоту от "красивости" (или есть готовность научиться отличать).

Если хотя бы одно из этих допущений - про вас, тогда мы можем вас сориентировать, как покупать произведения искусства и как избежать рисков.

"Неизвестная территория", Заремба Евгений

 

На что стоит обратить внимание

1. Место! Где покупать?

Сразу отбрасываем уличных художников и паблики в соцсетях по типу "Картины недорого", "Картины по дружеским ценам" и т.п. Здесь вы ничего достойного не купите. Но ради интереса - зайдите, посмотрите, не верьте никому на слово, все надо проверить.

Начинающим коллекционерам мы также не рекомендуем приобретать первые работы на аукционах, на выставках или в мастерских художников. Все же вам нужно для начала немного разобраться в этом рынке. А в этих форматах вам необходимо самостоятельно  проявлять экспертность в вопросе оценки искусства. И порой очень оперативно принимать решение. В таких условиях легко ошибиться.

Смотрим галереи. Сначала разные - оффлайн и онлайн. Зайдите на сайты нескольких галерей и найдите время зайти в несколько оффлайн-галерей. Где комфортнее именно вам? Если для вас понятнее формат с "реальной" галереей, где можно пройтись по галерейному пространству и пообщаться с галеристом - выбирайте этот формат. Если вам интересно получить общее представление о рынке современного искусства в России и сделать выбор самостоятельно, без давления специалистов - пройдитесь по сайтам онлайн-галерей, в онлайне всегда выбор художников и работ в разных стилях больше.

"Близнецы", художник Колистратов Дмитрий

2. Качество! Как оценить?

Устроит ли вас компромисс в этом вопросе? Готовы ли вы поступиться качеством в угоду цене? Если вы - наша целевая аудитория, то точно нет. Мы дадим вам некоторые критерии качества, на которые можно опираться на первых порах:

  • наличие профессионального художественного образования у художника. Всех "самородков" лучше оценивать тогда, когда у вас накопится некоторый опыт в этом вопросе.
  • наличие адекватного выставочного опыта у художника. Выставки в ресторанах и салонах красоты - это не адекватный выставочный опыт. Это история про "продать" и низкий уровень. Профессиональные художники, уважающие себя и серьезно относящиеся к своему творчеству, выставляются в галереях, музеях, на биеннале и прочих выставках. 
  • наличие критических статей о художнике, особенно, если это уже художник не молодой. Такая информация просто обязана быть в интернете. Также обратите внимание на интервью с художником на внешних ресурсах (не на личном сайте художника).
  • присутствие его работ в коллекциях государственных музеев. Это всегда маркер высокой оценки творчества художника. Особенно, если это художественные музеи первой величины. Узнать такую информацию можно на сайте госкаталог.рф, подробнее - в статье "Как купить картину художника музейного уровня?"

Эти критерии нужно оценивать в совокупности и важны именно на первых порах, когда вы только-только начинаете изучать этот рынок. Это поможет вам сориентироваться в этом хаотичном (на первый взгляд) рынке. Позже вам не нужны будут эти маркеры. Появится то, что называется насмотренностью. Но и тогда кое-какие вещи лучше проверять.

"Летний вечер", художник Константин Инал-Ипа

3. Сервис!

Процесс создания картин - это не конвейерное производство, где можно отладить все процессы и получить высочайшее качество. Это философский труд и это hand-made. И  каждый художник - это творческая единица, далекая от стандартов качества в обслуживании покупателей. И по идее именно галерея берет на себя все организационные моменты - оценка технического состояния работы, организация доставки и коммуникации с клиентом. Уровень сервиса вы сможете оценить и без нас, прозвонив несколько галерей. Мы уверены, что вы знаете, какой сервис вам подходит, а какой - нет.

"Бегущие", художник Тихонов Михаил

Вот, пожалуй, все советы. Надеемся, они уберегут вас от необдуманных решений и позволят приобретать искусство с удовольствием!

Статьи из цикла "Азбука начинающего коллекционера":

Статьи в нашем блоге
Все статьи