Знакомство с куратором галереи SMART
Наши постоянные читатели часто встречаются с упоминанием имени куратора галереи Марии Горбуновой — на сайте есть ее статьи в разделе “Слово искусствоведа”, о совместной работе пишет в соцсетях директор Наталья Хацела, каждая новая картина сопровождается ее кратким комментарием. Сегодня мы решили рассказать больше о работе Марии — о том, что она делает, как и, главное, зачем.
Мария Горбунова, куратор галереи SMART
Художественный куратор
Латинское слово curator происходит от глагола curāre, которое означает “заботиться; ухаживать; лечить”. По сути заботится можно о чем и о ком угодно. И это отражается в том, что сейчас должность куратора можно встретить в любой далекой от искусства сфере. Можно зайти на любой сайт интернет-рекрутмента и проверить. К примеру, мы нашли медицинского куратора, куратора образовательных программ, воспитателя-куратора в начальную школу, куратора выездного ремонта.
“Menebres”, Николя де Сталь
Примечательно, что в Советском Союзе кураторами называли сотрудников Комитета государственной безопасности (КГБ), которые должны были следить за закрепленными за ними институтами, культурными и другими заведениями. Такой куратор был и у Московского горкома художников-графиков, в который после нелегальной “Бульдозерной выставки” 1974 стали входить не желающие писать в духе соцреализма художники-нонконформисты. Понятно, каким было отношение свободных художников к такого рода кураторам. Сейчас об этом уже редко вспоминают и чаще встречаются с кураторами в других контекстах.
Наши читатели, которые бывают на художественных выставках в музеях или галереях, наверняка встречались с кураторскими текстами или, возможно, участвовали в кураторских экскурсиях. В зарубежных медиа встречается термин exhibition-maker (создатель выставок), который маркирует как-раз тех кураторов, которые создают выставки. В художественной сфере также можно встретить музейного куратора, который отвечает за музейную коллекцию — ее сохранность, ведение архива.
Роль Марии Горбуновой в нашей галерее можно определить, скорее, как художественный куратор или арт-куратор. Ее основные обязанности - это поиск новых художников и картин, а также отбор авторов и работ для галереи.
“Композиция”, Борисов Леонид
Количество картин в нашем каталоге колеблется на уровне 350 — 400 штук. Каждую из этих работ Мария тщательно отбирала. Учитывая количество работ, которые не попали в подборку, и постоянные продажи, наш куратор непрерывно ищет новых художников и картины.
10 лет исследовательской работы, чтобы быть куратором
Что необходимо, чтобы быть куратором в галерее? Если отвечать кратко, то ответ — насмотренность. Если развернуто, то в идеальный куратор знает:
- историю искусства,
- историю современного искусства,
- следит за общекультурным контекстом.
Все это следует из визуального опыта, но отрефлексированного, обработанного, систематизированного. Цитируем Марию:
Примерно с 2008 года я вела регулярную самостоятельную исследовательскую работу. Я просматривала разные сайты, школы искусства, социальные сети, в огромном количестве посещала музеи. До того, как я начала работать куратором в галерее, я почти 10 лет готовила информационную базу. После переезда в Москву я специально пошла в школу "Свободные Мастерские" при Московском музее современного искусства, чтобы добрать нехватающую базу по современному искусству. Личные встречи с художниками, лекции Юрия Шабельникова, Ольги Турчиной и других сильных практиков и теоретиков искусства помогли соединить знания в единую систему, с которой я уже могла работать.
Еще у меня есть личные архивы. Я собираю книги, папки с интересными мне изображениями, все это я систематизирую, использую как визуальный словарь, архив. Переехав в Бельгию, я побывала во всех музеях, до которых могла дотянуться. И у меня нет ограничений, мне одинаково интересно и средневековое искусство, и фламандское, и классическое, и современное. Я считаю, что насмотренность дает возможность составить собственное мнение и анализировать то, что ты видишь. (Мария Горбунова)
Brou de noix, Пьер Сулаж
Кроме насмотренности куратор не чужд философии. Современное, не миметическое (не подражающее природе искусство) часто работает, опирается на философские идеи. При Московском музее современного искусства Мария прошла курс "Философия искусства" А. Г. Великанова.
Когда нужен куратор? История галереи SMART
На этот вопрос никто не ответит лучше директора галереи Натальи Хацела.
В январе 2017 года я создала галерею. Но как и где набирать картины? Я смотрела художников на крупных сайтах, полагая, что таким образом отфильтрую тех, с которыми можно работать, и работы которых прилично продавать. Выбирала интуитивно, опираясь на собственное ощущение эстетики. Хотя и понимала, что так легко впасть во вкусовщину. Я проработала так пару месяцев и поняла, что дальше так работать нельзя. Нужен человек, который будет тщательно отбирать художников и картины. На этой волне мы и встретились с Марией.
....
Когда Маша согласилась стать куратором, я вздохнула спокойно. Я поняла, что за мной надежный тыл, что есть человек, который понимает, что выбирать и почему. Она может рассказать о любом течении в искусстве, любой стилистике, даже если это находится вне ее личных интересов. Маша может говорить и про реалистичное искусство, и про абстрактное. Я поняла, что у нее в голове все разложено по полочкам. В ней нет заносчивости, Маша никогда не считала, что то искусство, которое интересует ее лично — единственно верное. Я ценю такое уважительное и объективное отношение человека к чужому труду и чужой философии. После трех часов беседы я предложила Маше быть куратором моей галереи (Наталья Хацела).
Orrey (Borealis), Роберт Раушенберг
В январе галерее исполнится 5 лет. За этот срок пройден огромный путь. Практически полностью обновился список художников, с которыми мы начинали работать. За это время мы выросли профессионально. И несмотря на то, что сейчас авторы сами находят нас и присылают портфолио, работы у куратора меньше не стало. Наоборот. Отбор еще более тщательный. Вместе с нами растет и осведомленность об искусстве наших покупателей. И мы искренне рады, что стали надежным мостиком между художественным миром и зрительским.
В статье использованы фотографии картин любимых художников куратора галереи SMART Марии Горбуновой.
Как выбрать картину самостоятельно?
Даём полезные советы и развиваем
вашу насмотренность!
-
Как подбирать картины?14.10.2024На что обратить внимание при выборе картины. Практичные советыЧитать далее