Дата публикации:
04.10.2021
Автор:
Наталья Хацела

Ошибки в дизайне интерьера. Как можно испортить интерьер картиной

Искусство - это всегда высокий тон. Это премиальный и люксовый уровень дизайна интерьера. Опытные дизайнеры. Модные и стильные пространства. Живопись, графика, скульптура призваны подчеркнуть особый статус и уровень таких интерьеров. И часто ошибки в дизайне интерьера случаются именно при подборе искусства. О самых частых из них рассказывает основатель онлайн-галереи SMART Наталья Хацела. Она уже не раз проводила лекции на эту тему в клубе DECOCLUB.

Искусство - зона ответственности дизайнера или клиента?

С одной стороны, когда перед дизайнером ставят задачу, в том числе, и по комплектации интерьеров, предметы искусства всегда входят в перечень необходимого. С другой стороны, дизайнер - это ни искусствовед, ни куратор, ни арт-критик. Сможет ли он оценить художественную ценность конкретной работы? Это точно не компетенция дизайнера, хотя, справедливости ради, отмечу, что и среди них встречаются глубоко погруженные в тему искусства. Но все же это крайне редкое исключение.

И с третьей стороны, искусство - это же эмоции! Эмоции и ассоциации, привязанные к опыту и жизненным принципам конкретного человека, в данном случае – заказчика. Но если вам важно впечатление, которое произведет пространство и выбранное произведение искусства на гостей, важно минимизировать ошибки в дизайне квартиры, тогда только на эмоции полагаться нельзя.

Разберем основные правилами подбора искусства в квартиру или другое жилое пространство

Выбирайте сильные работы

Мусорные баки с надписью искусство

Основные вопросы, которые возникают/должны возникнуть на первоначальном этапе:

  • Что является искусством, а что нет?
  • Существуют ли какие-то объективные критерии для оценки?
  • Как снизить риски дизайнеру и покупателю?

Первые два вопроса сложные, и в рамках этой статьи вряд ли мы сможем прийти к справедливому и однозначному пониманию. В связи с этим хочу процитировать Антонову Ирину Александровну, несколько десятилетий возглавлявшую Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве:

... в нем (современном искусстве) очень много спекулятивного, много продукции без какого бы то ни было знака качества. В этой области гораздо легче спекулировать, нежели в пределах законов и норм старого, классического искусства. Как определять, что такое искусство? Для меня совершенно ясно, что многое из современного творчества не может быть отнесено к категории искусства. Оно не имеет отношения к искусству, поскольку лишено, причем сознательно, эстетических критериев, даже критерия качества. Если мы связываем искусство с эстетическими критериями, то тогда эта продукция не искусство.

Если даже мэтры затрудняются точно определить, что является искусством, а что - нет, то далекому от этих тем человеку приходится еще сложнее.

Но можно снизить репутационные риски (как правило, и дизайнера, и клиента). Как? Можно взять классические критерии оценки практически любой работы – образование, опыт, признание государственными институциями. Что это означает применительно к предметам искусства, у которых есть автор? Какие критерии положить в основу? Делюсь:

  • Профессиональное художественное образование художника;
  • Серьезный выставочный опыт (в галереях, музеях, на биеннале/ярмарках и т.п.);
  • Приобретение работ художника государственными музеями.

Дополнительно я бы обозначила еще один, хоть и очень субъективный, критерий - адекватное позиционирование самого художника и его творчества. Оцените, насколько темы и идеи, которые затрагивает художник, соотносятся с вашими жизненными и моральными принципами. Если вы видите в работах исключительно пошлость и грязь – значит вам не близка такая эстетика, это не ваше искусство. Всегда ориентируйтесь на этот свой внутренний компас!

Следите за соответствием стиля живописи стилю интерьера

Дизайн без ошибок невозможен, но стилистическое несоответствие — удел новичков (как дизайнеров, так и покупателей). Как правило, вызвана она отсутствием насмотренности в сфере искусства и актуального дизайна. Если человек имеет представление об искусстве исключительно по учебнику "Родная речь" или "История, 6 класс", тогда Шишкин - наше все. Чаще идет перекос в сторону реалистичных русских пейзажей средней полосы - березы, елки, сосны. Шишкин с его "Утром в сосновом лесу", наконец! Копия, конечно же, да.

Улыбаюсь. Почему? Потому что в 99% случаев у этих людей суперсовременный интерьер, который требует такую же современную живопись.

Справедливости ради встану все же на защиту реалистичных пейзажей. Они идеально подходят в темные классические интерьеры. Правда, за последние лет 5 я всего пару раз видела у наших клиентов такой интерьер.

Поэтому классическое реалистическое искусство – в классический интерьер. В современные интерьеры – современную живопись.

Что обычно смотрится чужеродно:

  • абстракция в традиционном темном  классическом интерьере;
  • реалистичная живопись в минималистичном интерьере;
  • нежный импрессионизм - в брутальном лофте.

А как надо? В общих чертах, азы:

1. В традиционный классический интерьер выбирайте реалистичную предметную живопись (натюрморты, пейзажи, портреты).

Классические пейзажи

2.В минималистичный интерьер - геометрическую лаконичную абстракцию, авангардные работы с минимальной детализацией.

Картины в минималистичный интерьер

3. В кантри-стиль идеально подходит наивное искусство.

Картины в интерьер в кантри стиле

4. В индустриальный лофт подойдет черно-белая живопись или графика, а также брутальное концептуальное искусство.

Абстрактные картины в интерьер в стиле лофт

5. Стили американская классика и неоклассика выдерживают любую живопись (абстракция, авангардная предметная живопись, концептуальное искусство). Единственное исключение - традиционная реалистичная живопись.

Картины для неоклассического интерьера

Конечно, есть эклектичные интерьеры, которые смогут выдержать даже очень сложный микс разных стилей, но здесь нужно очень тонко чувствовать ту грань, чтобы эклектика не стала безвкусицей и китчем.

Оцените соотношение размеров работы и пространства

Самая частая ошибка - выбор слишком маленького размера картины для конкретной локации. Маленькая работа теряется на фоне пространства стены и создает ощущение дисгармонии, скуки, дисбаланса.

Ошибка в дизайне интерьера - маленькая картина в комнате

Если представить в гостиной на фотографии выше картину в 2-3 раза больше, ошибку в дизайне интерьера можно было бы избежать, и картина бы стала важным акцентом комнаты.

Намного реже, но все же встречается вариант с чрезмерно большой картиной для конкретной локации. Такое размещение создает ощущение втиснутости, тесноты, нагроможденности, отсутствия воздуха. Чем больше картина, тем больше воздуха, пространства должно быть вокруг нее.

Слишком большая картина в квартире

Правило ¾. Примерная ширина картины, которая будет пропорциональна пространству, равна ¾ ширины стены, на которой вы планируете ее разместить.

К примеру, ширина простенка 2 метра. Три четверти от этой ширины – 1,5 метра. Значит, ширина картины должна быть не более 1,5 метров. Точно также можно определить и высоту картины, рассчитав ¾ от высоты пространства.

Учитывайте правила размещения картин

Часто в интерьерных журналах мы видим очень стильные интерьеры, где при внимательном рассмотрении картины размещены в неподходящих локациях:

Ошибки при размещении картин в квартире и доме 

Очень близко к нагревающим или охлаждающим приборам (камины, радиаторы, системы отопления, кондиционеры) или под прямыми солнечными лучами. Такое размещение чревато высыханием красочного слоя картин, в результате чего может потребоваться реставрация.

 Что надо знать, чтобы правильно разместить картину в доме? Вот основные физические параметры:

  • Температурно-влажностный режим: 18-22 С при 40-70% влажности;
  • Максимальная освещенность 150 люкс;
  • Недопустимо попадание прямого солнечного света;
  • Недопустимы подвижность воздуха (сквозняки) и резкие перепады температуры и влажности;
  • Не размещать над отопительными приборами и под кондиционерами;
  • Избегать ультрафиолетового и инфракрасного излучения;
  • Избегать воздействия продуктов горения: копоть, сажа, табачный дым и т.п.;
  • Хранить в хорошо вентилируемых помещениях.

Надеюсь, что этот разбор ошибок позволит вам почувствовать себя более уверенно при выборе картины для дома. Вы учтете не только художественную ценность работы, но и правильно выберете стиль, размер и место размещения картины. Но если что – мы всегда на связи и готовы вам помочь. Вот здесь можно прочитать про нашу услугу Подбор картин.

Статьи в нашем блоге
Все статьи