Дата публикации:
23.01.2024
Автор:
SMART Gallery

Искусство в жизни ребенка. Восприятие детьми художественных произведений

Искусство для детей

Искусство выполняет множество функций в нашей жизни: заставляет нас испытывать эмоции, развивает насмотренность и прививает хороший вкус, воспитывает любовь к прекрасному. А еще, изучая произведения искусства, мы сами становимся участниками художественного процесса – творцами своего собственного мнения о произведении. Особенно этот опыт важен для детей, которые только учатся анализировать полученную информацию и выражать собственное мнение. Знакомство с художественными произведениями учит думать – вот почему приобщение детей к изобразительному искусству так важно.

Искусство в жизни ребенка

Искусство в жизни ребенка

Искусство присутствует в жизни каждого ребенка – начиная с малых лет дети непрерывно творят: рисуют красками (акварелью, акрилом, гуашью), лепят из пластилина, вышивают, танцуют, поют. Все эти процессы безусловно можно отнести к видам искусства: благодаря им ребенок выражает чувства и эмоции и общается с внешним миром. Творчество не просто развивает речь, внимание и память, оно позволяет детям говорить о себе с помощью невербальных методов общения, что является признаком творческой и цельной личности. Кроме того, занятие ребенка искусством позволяет развивать речь, память, мышление, мелкую моторику и в целом приобщает к культурной сфере. 

Искусство присутствует в жизни ребенка не только в процессе самотворчества – дети воспринимают окружающий мир иначе, чем взрослые, поэтому приобщение детей к искусству происходит на всех этапах формирования личности ребенка. С ранних лет родители поют детям колыбельные, читают сказки и адаптированные произведения художественной литературы, позже показывают детям фотографии, учат фотографировать окружающий мир, придумывают вместе истории. Многие дети начинают рано ходить в музыкальную или художественную школу, заниматься танцами, балетом, гимнастикой или фигурным катанием. Другие родители с самого маленького возраста водят  детей в театры, музеи или просто гуляют с ними по городу и рассказывают им об особенностях архитектуры. Благодаря всем этим процессам ребенок знакомится с разными произведениями искусства и испытывает на себе их влияние. 

Влияние искусства на детей

Искусство рисования детям

Чем раньше ребенок начнет знакомство с миром искусства, тем понятнее оно будет для его восприятия в дальнейшем. Процесс погружения в искусство мало чем отличается от обучения, например, танцам или катанию на коньках. Чем раньше ребенок встанет на коньки, тем больше шансов у него будет стать профессиональным фигуристом. 

В творческой среде есть такой термин, как «насмотренность»: его часто употребляют, когда говорят о работе с визуальной составляющей. Иначе говоря, «насмотренность» – это наш визуальный опыт, сложившийся благодаря просмотру качественного контента; вкус, который позволяет отличать хорошую работу от плохой. Если мы будем приобщать ребенка к искусству с малых лет – рассматривать с ним картины, анализировать произведения, обращать его внимание на архитектурные особенности зданий – то ему будет проще использовать полученные знания во взрослом возрасте. Он будет способен сформировать свое мнение об увиденном и прочитанном и даже повторить запомнившиеся изгибы и линии в своих рисунках.

Восприятие детьми искусства

Искусство рисования детям

Дети иначе воспринимают окружающий мир: их личность только формируется и полученного опыта оказывается не всегда достаточно, чтобы сделать полноценный вывод об увиденном. Психологи из Свободного университета Амстердама даже провели исследование о том, как дети и взрослые воспринимают произведения искусства. Они попросили группу детей и группу взрослых рассмотреть картины Ван Гога. 

Оказалось, что обе группы совершенно по-разному смотрят на произведения. Детей интересовали яркие цвета и краски, взрослые же искали на картинах то, благодаря чему могли отличить Ван Гога от других художников. В когнитивной психологии у двух этих способов восприятия есть специальные названия: мышление «сверху вниз», т.е. человек обрабатывает информацию с помощью того, что уже знает об окружающем мире, и мышление «снизу вверх», т.е. обработка информации с помощью контекста. 

Так как дети ничего не знали о Ван Гоге, они использовали способ мышления сверху вниз, благодаря чему могли интерпретировать картины совсем иначе, чем взрослые. Это очень интересный опыт – такая интерпретация позволяет сделать выводы именно на основе первого незамутненного восприятия. Это и есть тот самый чистый опыт познания произведений искусства, к которому многие из нас стремятся. Иногда опыт и погружение в контекст мешают нам посмотреть на картину под другим углом и увидеть то, что лежит на поверхности.  

Ознакомление детей с произведениями искусства

Про искусство детям

Приобщать детей к искусству можно практически с самого рождения. Важно ставить перед собой адекватные цели. Понятно, что к 2 годам ребенок вряд ли будет отличать Рембрандта от Караваджо, да это и не нужно. Главное – начать развивать в ребенке «насмотренность» и чувство прекрасного. В раннем возрасте ему можно ставить классическую музыку, а еще повесить в комнате картины любимых художников и рассказывать о них, пока укачиваете малыша. 

Дети все познают через игру, поэтому процесс приобщения ребенка к искусству будет проходить в игровой форме. Когда ребенок подрастет, рассматривайте с ним картины и предлагайте ему оживлять персонажей картин или же представлять себя одним из них. Обязательно ходите с ребенком в музей, можно пойти на постоянную выставку в Третьяковскую галерею. Вам необязательно заказывать экскурсию или специально читать что-то о картинах, погрузитесь в игровой процесс вместе с ним. Спросите у ребенка: 

  • Какая картина тебе нравится?
  • Почему она тебе нравится? 
  • Что в ней необычного?
  • Как ты думаешь, что чувствуют герои? 

Поддержите ребенка, расскажите о своих впечатлениях от произведения искусства, покажите ему, что у одного произведения могут быть разные интерпретации и его восприятие часто зависит от смотрящего. Вы вместе с ним станете соавтором произведения, а в ходе диалога у ребенка будут формироваться нейронные связи, он сможет самостоятельно делать выводы, озвучивать свои наблюдения и делиться эмоциями. 

Когда ребенок подрастет, с ним можно начать посещать лекции по искусству для детей, смотреть научно-популярные фильмы, ходить на мастер-классы и, конечно же, читать книги. 

Подборка книг про искусство для детей

Про искусство детям

Чтобы сделать искусство частью жизни ребенка, то обязательно рассматривайте и читайте вместе с ним книги. Сегодня издатели предлагают много ярких, красочных и специально адаптированных для детей изданий по искусству. Мы составили список книг, которые подойдут детям разных возрастов для ознакомления с произведениями искусства. 

1. Аарон Розен, «Искусство сквозь время. Мировая история». Издательство «Арка»

Из этой книги вы вместе с ребенком узнаете, как развивалось искусство в разных мировых культурах. Автор приглашает вас в путешествие по античному миру, древней Азии, Африке, современному Нью-Йорку и Европе. Вы исследуете 30 разных локаций и познакомитесь с выдающимися произведениями искусства и народами, которые их создали. 

2. Сьюзи Ходж, Сара Папуорт, «Я знаю такого художника. Истории удивительных пересечений судеб и неожиданных совпадений». Издательство Ad Marginem, Музей современного искусства «Гараж»

В книге вы найдете целых 84 очерка о художниках XIX-XXI вв., которые значительно повлияли на развитие истории искусства. Среди них – Пауль Клее, Джексон Поллок, Ли Краснер, Такаси Мураками. Авторы не только рассказывают об их художественном методе и самых популярных произведениях, но и делятся интересными и захватывающими историями из их биографий, погружают читателя в их судьбы.

3. Мария-Кристина Сайн-Витгенштейн Ноттебом, «Старые мастера рулят! Как смотреть на картины вместе с детьми». Издательство Ad Marginem

Одна из лучших книг для первого знакомства ребенка с произведениями искусства. Она отлично подойдет для того, чтобы вместе рассматривать известные картины и рассказывать друг другу о своих впечатлениях от них. В ней автор рассказывает о 50-ти картинах, написанных в период XIV-XX вв. Вместе с ребенком вы заново откроете для себя Ван Гога, Леонардо да Винчи, Пауля Рубенса, Эдварда Мунка.

4. Наташа Кайя, «Остановись мгновенье! Искусство импрессионистов». Издательство «БуксМАрт»

Книга будет полезной для тех, кто уже начал знакомство с произведениями искусства и немного определился со своими художественными вкусами. Автор погружает читателя в мир импрессионистов: Мане, Моне, Деги, Ренуара. Наташа Кайя не просто рассказывает об их картинах, а воссоздает на страницах книги атмосферу времен и событий, при которых они были написаны. Так, вы вместе с ребенком станете непосредственными участниками процесса написания произведений и узнаете, почему импрессионизм стал таким важным течением в искусстве.

5. Хробак Ондржей, Корычанек Ростислав, Ванек Мартин,  «Как устроен музей». Издательство Ad Marginem

Эта книга понравится детям, которые любят ходить в музеи. Она расскажет юным искусствоведам все об устройстве музея. Ребенок прочитает в ней о самых известных мировых музеях и галереях, узнает их историю, получит ответ на вопрос о том, по какому принципу отбираются произведения искусства для выставок, зачем картинам нужна рамка. А еще книга подскажет, как смотреть на современное искусство и учиться его интерпретировать, ребенок поймет, почему даже самые на первый взгляд странные экспонаты относятся к шедеврам.

6. Паола Волкова, «Античность. Искусство детям». Издательство АСТ

Эта книга – увлекательное путешествие вместе с известнейшим искусствоведом Паолой Волковой в Древнюю Грецию и Древний Рим, к самым истокам искусства. Через историю зарождения полисов, государственности и права автор рассказывает о возникновении культуры и связи культурного наследия античности с современным искусством. Книга научит ребенка задавать правильные вопросы, анализировать информацию, а также погрузит в увлекательный и удивительный мир античного искусства.

7. Уилл Гомперц, «Непонятное искусство: от Моне до Бэнкси». Издательство «Синдбад»

Если вы уже вместе с ребенком успели разобраться в основных течениях и направлениях искусства, а также изучить мировые шедевры, то эта книга для вас. Она будет очень полезной для того, чтобы начать знакомить ребенка с современным искусством. Уилл Гомперц – известный искусствовед – не ставит перед собой задачу разобрать шедевры современного искусства, он помогает читателю научиться отличать хорошие работы от плохих, анализировать произведения и рассказывает о культурных кодах, которые очень пригодятся, чтобы читать современных художников и разбирать их вместе с детьми. Ее можно читать самостоятельно и пересказывать ребенку основные моменты, использовать как справочник или же подарить подростку, который интересуется современным искусством.









 










Статьи в нашем блоге
Все статьи