Дата публикации:
11.08.2024
Автор:
SMART Gallery

Женственность в современном искусстве

Женские образы всегда выделялись в творчестве разных художников на протяжении всей истории искусства. Женщины являются не только объектом изображения, но и источником вдохновения для художников. Женские образы помогают художникам передавать красоту, грацию и глубину внутреннего мира женщины. Представление о женственности в искусстве менялось на протяжении веков. Так, разные эпохи предлагали собственные интерпретации понятия женственности. 

Представление о женственности в искусстве

картина женственность

 

Женское тело было объектом восхищения и поклонения еще задолго до Древней Греции и Древнего Рима. Палеолитические «каменные бабы» служат тому подтверждением. Например, вершиной этого культа стала статуя Венеры Виллендорфской. В Древней Греции в основном эстетическое наслаждение вызывало мужское тело, но и женщины, так называемые гетеры, тоже могли становиться моделями для художников и скульпторов. Такие скульптуры богинь, созданные с использованием образов гетер, стали эталоном красоты, к которому стремились женщины. Они не были ни слишком полными, ни чрезмерно худыми –  они обладали гармоничными пропорциями. Римлянки же были более влиятельными в обществе, чем гречанки, однако внешне отличались большей скромностью и ходили с покрытой головой. В их изображении ценилась худоба и бледная кожа. А с распространением христианства в IV в отношение к телесности и вовсе изменилось – христиане старались прославлять душу и откреститься от всего телесного. Тогда источником вдохновения для художников стала в первую очередь Дева Мария. Опираясь на ее образ, художники стали изображать высокодуховных женщин, прежде всего фокусируясь на их лицах – низ был практически запрещен. 

В эпоху же Возрождения возвращается интерес к античности. Художники воспевали красоту и нежность женщин, сочетая такие черты, как святость и греховностью, открытость и загадочностью. В последующие эпохи – барокко, рококо и романтизм – представления о женственности продолжали меняться, отражая модные тенденции и культурные особенности каждого времени. Художники-романисты изображали женщин с особым вниманием к их внутреннему миру, характеру и эмоциям. Они стремились передать не только портретное сходство, но и подчеркнуть сильный характер, рассказать о тайных движениях души своих героинь. Романтизм в искусстве в принципе характеризуется безграничной свободой от канонов, стремлением к художественному самовыражению и разрывом между реальностью и нашими ожиданиями. Художники-романисты хотели показать, что думает и чувствует женщина, изображенная на полотне, и какое отношение к ней имеет сам художник. Что касается сентименталистов, то они изображали женщин как воплощение задумчивости, нежности и меланхолии. В их взглядах на картинах читалось спокойствие души и совести, что считалось истинным совершенством. 

Женщины на картинах художников. Подборка от Smart Gallery

В современном же искусстве нет единого общепринятого вектора, на который опираются художники, когда изображают женщин в своих работах. Это связано с тем, что современное искусство многогранно и в нем существует множество разных направлений, поэтому все в основном зависит от стиля и мировоззрения автора. Приведем примеры картин современных художников, которые по-разному интерпретируют женственность. 

Михаил Тихонов, «Нил, Тигр и Евфрат 1»

женственность в живописи

 

На картине изображены три девушки, которых художник сравнивает с тремя реками, ставшими колыбелью древней цивилизации. В фигурах девушек нет телесности, здесь есть только очертания. Их изображение скорее метафорично, а сама работа вышла довольно динамичной, подобно рекам, разливающимся в своем русле. 

Михаил Тихонов, Nude №25

женственность в живописи

 

Эта картина – довольно смелая и сильная история о лете и солнце и девушке, будто сошедшей с греческой амфоры. Здесь – наследие древнегреческой телесности, изображением водной стихии и песка. 

Александр Ремизов, «Тата»

женственность в современной живописи

 

Современный портрет с геометрическими элементами. Силуэт девушки преобразован в геометрическую форму и прописан лаконично. Её волосы и одежда сливаются в единое целое, а молочный фон придает фигуре дополнительное свечение, акцентируя внимание на силуэте. Проникновенная поза и веточка в руках Таты добавляют произведению сентиментальности. 

Вадим Колобовников, «Пора!»

женственность в современном искусстве

 

Эта картина – абстрактный пейзаж, однако ее акцентом является фигура девушки, которую вдохновляет окружающая природа. И вся пульсация мира, вся его яркость и его краски переданы в расслабленной позе девушки, которая как будто парит над горизонтом. Картина создает легкое романтичное настроение. 

Михаил Тихонов, «Фигура на голубом фоне»

картина женственность

 

«Фигура на голубом фоне» и другие произведения Михаила Тихонова из серии «Обнаженные» характеризуются легкой и воздушной абстракцией. Кажется, будто мазки нанесены случайно, но мы сразу понимаем, что перед нами изображение женщины. Она сидит на красном стуле на фоне ярко-голубой стены. Контрастные цвета подчеркивают ощущение наготы, которое становится почти осязаемым.

Все работы художников с обнаженной натурой вы можете увидеть в нашем каталоге.

Статьи в нашем блоге
Все статьи