Абстрактный экспрессионизм: кураторская подборка картин художников
Абстрактный экспрессионизм
Абстрактный экспрессионизм – довольно необычное для восприятия непогруженного человека направление в живописи. Возможно, вы уже слышали ранее имена: Джексон Поллок, Марк Ротко, Вильям де Кунинг. Даже если не слышали, наш куратор, искусствовед и представитель этого направления в живописи Мария Горбунова, расскажет в чем же суть, и поделится своей подборкой художников абстрактного экспрессионизма и их яркими работами. Начнем!
На фото: художник Горбунова Мария
«Есть логика в том, что я начинаю с хаоса, и это наиболее естественное начало».
П. Клее
Абстрактный экспрессионизм в живописи достаточно мало освещается в русскоязычных изданиях и довольно сложно воспринимается отечественным зрителем в силу своей внутренней закрытости. Для того чтобы читать такие работы необходим контекст, как и в восприятии любого другого предмета культуры и искусства.
Течение зародилось в г. Нью-Йорке в 1940-1950 г.г. Живописное полотно стало восприниматься, как некое поле для действия. Живопись действия, сам процесс, в который включается и зритель, является ключевым в творчестве Джексона Поллока и Вильяма де Куннинга, ярких представителей американского абстрактного экспрессионизма.
Jackson Pollock, Number 1A, 1948
Идея свободы волновала многих в послевоенные годы. Действие носило метафизическую природу, плотно прилегая к философии и этике. Художник стремится общаться со зрителем не посредством готового посыла (знака, символа, изображении некой религиозной, либо литературной фабулы), скорее стремится изобразить некий живописный процесс и втянуть зрителя в этот процесс создания, процесс написания работы.
Как рефлексирующий зритель, вы можете в этом увидеть не статичное полотно в готовом виде (форме), полотно, пульсирующее в своей внутренней динамике цвета, фактуры, линиях, которые стремятся преобразиться в нечто, порождаемое уже вашим сознанием, для каждого «смотрящего» в свою форму. Термин Action переводится, как влияние, воздействие, эффект. Отсюда и имеем новое определение «живопись воздействия» - абстрактный экспрессионизм.
Считаю нужным еще сказать пару слов о минимализме в творчестве Марка Ротко и других представителей живописи цветового поля в рамках направления абстрактного экспрессионизма.
Mark Rothko, Orange and Yellow, 1956
Я часто слышу, что минимализм лишен характера, некоторые утверждают, что он беден. И наконец мой нелюбимый аргумент: «Я и сам мог сотворить нечто подобное».
Принципы минимализма можно отыскать не только в живописи, но и в музыке, архитектуре, дизайне. Сокращая избыточное, мы видим только то, что имеет самое важное значение. У Ротко это цвет. Цвет – эмоция, ничего более. Вы просто проваливаетесь в этот цветовой портал, а на другой стороне вы сами с вашими внутренними переживаниями и мыслями по поводу. Учитесь созерцать, друзья мои, учитесь проникать внутрь объекта. Рефлексия – это то, что мы теряем, заменяя на шаблонное восприятие, реакции, которые вырабатываются автоматически, не идут изнутри.
Мы не будем углубляться в историю, расскажу вам о современных художниках, работающих в этом направлении и представленных в нашей галерее. Желаю вам приятного просмотра и понимания себя и мира вокруг себя!
Абстрактный экспрессионизм: художники галереи SMART
Познакомимся поближе с современными представителями абстрактного экспрессионизма и попробуем совершить погружение в их работы. Попросили художников прокомментировать особенности направления и их собственного творческого процесса, чтобы вы могли почувствовать их эмоции.
Формула искусства абстрактного экспрессионизма: «Освобождение от правил, освобождение от формализма, от господства линейки и циркуля, но в первую очередь — освобождение свободно струящегося цвета от доктринерских законов формы» (Карл Рурберг).
Игорь Михайленко
«Абстрактное искусство ближе к музыке, в нем нет сюжета, узнаваемых предметов и героев, присутствует только внутренний драматизм, эмоциональный посыл.
Я во власти потока: сначала действие, потом осмысление. Приступая к работе, я лишь на два-три шага вперед знаю, что произойдет на холсте, потом меня втягивает в действие, и я теряю свое эгоцентрическое «я». Я двигаюсь к встрече с красотой. Краска в какой-то момент начинает так ложиться, как ей самой нужно, и я ощущаю себя проводником. Все это напоминает шаманский ритуал. Кажущаяся простота абстрактного искусства не должна никого обманывать. Я имею багаж работы с предметным изобразительным искусством, но абстракционизм — это чудесное поле моих личных открытий. У тебя может не получаться раз за разом, но, когда получилось — это восторг» - делится своими ощущениями художник Игорь Михайленко.
Работы художника Игоря Михайленко, «Landscape» и «Black. Red»
Дария Афанасьева
«Наряду с абстракционизмом, минимализмом, поп-артом и экспрессионизмом, абстрактный экспрессионизм является одним из основных стилей в моем творчестве. Зачастую, не в чистом виде, а в моем собственном миксе этих стилей.
Импульсом к созданию работ может послужить абсолютно любая вещь: от старой фотографии до стоп-кадра из фильма, трещины на асфальте или облупившаяся штукатурка, линии проводов в небе или ржавое пятно. Текстуры, фактуры, потёртости и морская галька. Главное – успеть воплотить это быстро на холсте, пока есть это состояние и пока «горит» внутри» - рассказывает художник Дария Афанасьева.
Работы художника Дарии Афанасьевой, «Blue River Rift» и «Red Romance»
Константин Инал-Ипа
Константин Инал-Ипа является ярким представителем абстрактного экспрессионизма. Художник сознательно отказывается от любых намеков на фигуративность. Его работы отличаются особой глубиной, высокой концентрацией разнообразных эмоциональных состояний. Константин относится к художникам, которые очень тонко работают с цветом и придают не малое значение качеству живописной поверхности, ее фактуре. Необходимо отметить мастерскую работу художника с цветовой тональностью в работе над холстом.
Работы художника Константина Инал-Ипа «Пейзаж» и «Белая ночь»
Андрей Скрипка
В целом стилистика работ Андрея Скрипки отсылает к стилистике живописных полотен известного американского художника-абстракциониста Сая Твомбли. Работы отличаются особой экспрессивной манерой нанесения красочного слоя.
В работе Состояние #49 мы можем отметить сочетания пятен и линий (линии иногда — это подтеки) + художник использует пастельные мелки, компоновка элементов построена по принципу сгущение-разряжение.
Работы художника Андрея Скрипка «Состояние #49» и «SITUATION #46»
«Конечно, это абстрактная живопись, абстрактный экспрессионизм, но часто я специально оставляю в изображении намек на еще не сложившийся или просто возможный предмет или пейзаж или натюрморт. В движении пятен и линий — упорядоченный мной хаос, именно движение форм в картине привлекает меня, но все эти движения не случайны, и возможно, стремятся сложиться в конкретный мотив. Также как и окружающий нас мир, возможно, мы воспринимаем лишь потому, что причастны к нему, но никто не знает, какой он, пока мы на него не смотрим» - рассказывает о своем творчестве художник Андрей Скрипка.
Мария Горбунова
Немного расскажу и о себе. У меня есть серия живописных работ, которые отражали состояния и были психологическими портретами близких людей. Люблю экспрессионизм — за его эмоциональную насыщенность хода. Порыв здесь играет очень большую роль. Ты творишь не в спокойном равновесном состоянии, а подбираешься к пику, к острию, на котором что-то и создается. К тому же важно было выплеснуть отношение к человеку, показать эмоциональную изнанку, трагизм ситуации. Надо сказать, что и люди мне попадаются непростые — скажем так, с трагическим изъяном. Их нельзя назвать удачливыми, успешными. Они пережили нечто очень сильное и обладают духовным опытом, который позволяет им видеть мир не так, как большинство. Работа над впечатлением о таком человеке как раз и подразумевает создание не внешней картинки, а внутреннего ландшафта.
Исходя из того же внутреннего настроенческого ощущения, я делала серию абстракций в пейзаже. Но композиция и язык, которыми я пользовалась, были больше связаны с самой с природой. Форма и цвет — средства языка, который отражает настроение. Туда же включается фактура, ширина мазка. Величина холста, что немаловажно.
Работы художника Марии Горбуновой «Nest monotype» и «Подсознание. Серия «Адаптация»
Абстрактный экспрессионизм: картины в интерьере
В рамках нашего погружения в искусство абстрактного экспрессионизма хочу также показать вам, как такие картины могут выглядеть в интерьере – страстно, ярко, индивидуально и отражать именно вас, потому что художник оставляет вам достаточную долю свободы, чтобы сделать его работу лично вашей, связать ее с вашей персоной и тем, что именно у вас внутри.
Картина художника Марии Горбуновой в интерьере прихожей
Картина художника Андрея Скрипка в интерьере столовой
Как выбрать картину самостоятельно?
Даём полезные советы и развиваем
вашу насмотренность!
-
Интервью с художником Михаилом Тихоновым15.09.2024О жизни в Тарусе, творческом союзе с Еленой Утенковой-Тихоновой…Читать далее
-
Интервью с художником Алексеем Чаругиным09.09.2024О поисках собственного стиля, творческом ступоре и "древнерусской…Читать далее