Цвет в картинах современных художников
Современное искусство обладает огромной библиотекой с включением разного рода пластических языков, символов и т.д., но сегодня речь пойдет о цвете в контексте современного искусства. Цвет носит символический, семантический характер, создает эмоциональный фон работы, акцентирует смыслы в картине художника и строит свои дополнительные значения на полотне. Иногда он становится предметным, а иногда он освобождает форму и звучит как чистое состояние духа или нерва музыки.
Сегодня мы поговорим о том, как художники используют цвет, в каком контексте и что для каждого персонально он означает. Я лично собрала для вас высказывания и рассуждения о цвете художников нашей галереи, как говорится, из первых уст. Художники-абстракционисты, которые стали современными классиками и уже сформировали свой пластический язык и цветовой код, рассказали мне о том, что для них цвет и как они соотносят тему работы и его звучание.
Обратимся к творчеству художника нашей галереи Сергея Брюханова и попробуем увидеть немного больше, чем нам представляется изначально.
Художник Сергей Брюханов
Художник Сергей Брюханов на выставке возле своих работ
«Мне интересен момент перехода красочной материи как физической субстанции в состояние художественного образа. В ту особую организацию, при которой воздействие оказывается на область нашего естества, не относящуюся к сознанию. И которая не может быть сознанием освоена» (Сергей Брюханов)
Сергей Брюханов - невероятный художник, который нашел свой собственный голос в поле современного искусства, его работы актуальны и активно выставляются в России и зарубежом. Искусствовед Елена Шипицына (г.Екатеринбург) называет абстрактные полотна С.Брюханова «новым реализмом». Давайте разбираться почему.
Пейзаж IV (холст, масло), Брюханов Сергей
Художник много путешествует, собирая цветовые кодировки мест, где он бывает и на базе собранной цветокарты создает серии абстрактных работ, которые отражают суть природного колорита. Сергей Брюханов как бы стирает границу материального и переводит фокус на цветовое состояние места и времени, с которым он работает в своих картинах. Художник исследует природу визуальной формы при помощи цвета и очень много экспериментирует с прозрачностью, наслоениями, создавая многослойную графику, которая в своей основе имеет не только цвет, но и обладает качеством обьемов, созданных за счет полупрозрачных слоев разного рода калек. Зритель, как бы вынужден преодолевать зрительное препятствие, созданное художником для того, чтобы добраться до сути работы.
Обратимся к циклу работ «Цветомолитвы», которые родились после путешествия в Тибет в 2000г.
"Цветомолитвы", Брюханов Сергей
«Суверенность и самодостаточность чисто художественных средств (цвета, света) позволяет художнику вступать с ними в диалогическое общение в качестве полноправных субъектов, возводит нас вместе с автором к новым степеням свободы. Пусть кому-то задача Брюханова «нарисовать неизображаемое» покажется утопической» (Кропотов С.Л., доктор философских наук, ректор Екатеринбургской академии современного искусства)
"Цветомолитвы", Брюханов Сергей
В данной серии художник переводит цвет в сферу духовного, трансцендентного, космического. Цвет становится частью возвышенного состояния духа и взывает к нему, освобождая от границ материи и превращаясь в свет.
Чтобы завершить наш рассказ о творчестве Сергея Брюханова необходимо упомянуть его серию «Спектр». Художник часто обращается к спектральной цветовой линейке. Тяга автора к полифонии очевидна. «Спектр» - цикл работ, которые отражают все 7 частей спектрального кода (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый).
Работы из серии "Спектр", Брюханов Сергей
«Спектр – знак полноты цветности - может отсылать символически к полноте точек зрения, полноте бытия, полноте эстетических предпочтений и переживаний» (Брюханов Сергей, художник).
Художник Константин Инал-Ипа
Следующим ярким и интересным примером является обращение и работа с цветом художника К.Инал-Ипа. Константин Инал-Ипа - известный абхазский художник-абстракционист. Живет и работает в Москве. По мнению экспертов, Инал-Ипа стихиен, внезапен и пластичен. Однако «в каждой работе чувствуется напряженность мысли, достигаемая такими художественными приемами как коллаж, неожиданные эффекты цвета и грубое использование материи: мятые или порванные холсты создают ощущение сильного напряжения на грани между красотой и распадом».
"Ленинград", Константин Инал-Ипа
Вот что рассказал мне художник о цвете:
«Цвет для меня очень широкая тема, он может как нести эмоциональную нагрузку, так и мешать увидеть целое. Вспомните итальянское черно-белое кино (неореализм), там мы на цвет не отвлекаемся. Возможно, именно такой прием даже в большей степени втягивает зрителя в произведение искусства.
"Ночь. День", Константин Инал-Ипа
А вот, например, большие цветовые пятна, с которыми здорово работают минималисты - так они вообще оставляют лакуны для зрителя, делают его соавтором, помогают найти свое место в картине и это невозможно переоценить.
Ибо, если мы судим о живописи не снаружи, как о картине, а изнутри, как о некоем другом мире - это и есть, на мой взгляд, высшая точка искусствоведения, пусть даже для дилетанта.
Обратимся к работе ''Майлз Дэвис, испанские зарисовки'':
"Майлз Дэвис. Испанские зарисовки", Константин Инал-Ипа
"Тут получилась такая история: возможно, вы помните в ЦДХ до ремонта на первом этаже был бар - красные стены, красные кресла. И как-то там мы засиделись с приятелями-художниками, что-то эмоционально, громко обсуждали, а фоном постоянно играла эта пластинка. И вот каким-то образом (хотя я ее и так давно слушал) она меня зацепила всерьез, я пришел домой, сразу взялся за работу и за 2-3 дня сделал, что называется, "на кураже" (К. Инал-Ипа, художник).
"Любовь", Константин Инал-Ипа
"Ну и как резюме: если говорить о цвете, то для меня главное, чтобы цвет был цветом, а не краской, чтобы он не нес какой-то утилитарный характер украшательства и, конечно же, помогал донести мысль, а главное - эмоцию автора, потому что зачастую цвет мешает, особенно когда входит в конфронтацию с тоном. А насчет работы с цветом - тут я аскет, я люблю очень узкую палитру, люблю промышленные красители, там свой кайф. А главное - у меня нет любимых цветов, все они хороши. Важно, насколько гармонично они соседствуют друг с другом" (К.Инал-Ипа, художник).
Как выбрать картину самостоятельно?
Даём полезные советы и развиваем
вашу насмотренность!
-
Интервью с художником Михаилом Тихоновым15.09.2024О жизни в Тарусе, творческом союзе с Еленой Утенковой-Тихоновой…Читать далее
-
Интервью с художником Алексеем Чаругиным09.09.2024О поисках собственного стиля, творческом ступоре и "древнерусской…Читать далее