Дата публикации:
30.11.2023
Автор:
Горбунова Мария

Цвет в картинах современных художников

Современное искусство обладает огромной библиотекой с включением разного рода пластических языков, символов и т.д., но сегодня речь пойдет о цвете в контексте современного искусства.  Цвет носит символический, семантический характер, создает эмоциональный фон работы, акцентирует смыслы в картине художника и строит свои дополнительные значения на полотне. Иногда он становится предметным, а иногда он освобождает форму и звучит как чистое состояние духа или нерва музыки.

Сегодня мы поговорим о том, как художники используют цвет, в каком контексте и что для каждого персонально он означает. Я лично собрала для вас высказывания и рассуждения о цвете художников нашей галереи, как говорится, из первых уст. Художники-абстракционисты, которые стали современными классиками и уже сформировали свой пластический язык и цветовой код, рассказали мне о том, что для них цвет и как они соотносят тему работы и его звучание.

Обратимся к творчеству художника нашей галереи Сергея Брюханова и попробуем увидеть немного больше, чем нам представляется изначально.

Художник Сергей Брюханов

сергей брюханов на выставкеХудожник Сергей Брюханов на выставке возле своих работ

«Мне интересен момент перехода красочной материи как физической субстанции в состояние художественного образа. В ту особую организацию, при которой воздействие оказывается на область нашего естества, не относящуюся к сознанию. И которая не может быть сознанием освоена» (Сергей Брюханов)

Сергей Брюханов - невероятный художник, который нашел свой собственный голос в поле современного искусства, его работы актуальны и активно выставляются в России и зарубежом.  Искусствовед  Елена Шипицына (г.Екатеринбург) называет абстрактные полотна С.Брюханова «новым реализмом».  Давайте разбираться почему.

Пейзаж IV (холст, масло), Брюханов Сергей

Художник много путешествует, собирая цветовые кодировки мест, где он бывает и на базе собранной цветокарты создает серии абстрактных работ, которые отражают суть природного колорита. Сергей Брюханов как бы стирает границу материального и переводит  фокус на цветовое состояние места и времени, с которым он работает в своих картинах. Художник исследует природу визуальной формы при помощи цвета и очень много экспериментирует с прозрачностью, наслоениями, создавая многослойную графику, которая в своей основе имеет не только цвет, но и обладает качеством обьемов, созданных за счет полупрозрачных слоев разного рода калек. Зритель, как бы вынужден преодолевать зрительное препятствие, созданное художником для того, чтобы добраться до сути работы.  

Обратимся к циклу работ «Цветомолитвы», которые родились после путешествия в Тибет в 2000г.

"Цветомолитвы", Брюханов Сергей

 

«Суверенность и самодостаточность чисто художественных средств (цвета, света) позволяет художнику вступать  с ними в диалогическое общение в качестве полноправных субъектов, возводит нас вместе с автором к новым степеням свободы. Пусть кому-то задача Брюханова «нарисовать неизображаемое» покажется утопической» (Кропотов С.Л., доктор философских наук, ректор Екатеринбургской академии современного искусства)

"Цветомолитвы", Брюханов Сергей

В данной серии художник переводит цвет в сферу духовного, трансцендентного, космического. Цвет становится частью возвышенного состояния духа и взывает к нему, освобождая от границ материи и превращаясь в свет.

Чтобы завершить наш рассказ о творчестве Сергея Брюханова необходимо упомянуть его серию «Спектр».  Художник часто обращается к спектральной цветовой линейке. Тяга автора к полифонии очевидна. «Спектр» - цикл работ, которые отражают все 7 частей спектрального кода (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый).

Работы из серии "Спектр", Брюханов Сергей

«Спектр – знак полноты цветности - может отсылать символически к полноте точек зрения, полноте бытия, полноте эстетических предпочтений и переживаний» (Брюханов Сергей, художник).

Художник Константин Инал-Ипа

Следующим ярким и интересным примером является обращение и работа  с цветом  художника К.Инал-Ипа.  Константин Инал-Ипа - известный абхазский художник-абстракционист. Живет и работает в Москве. По мнению экспертов, Инал-Ипа стихиен, внезапен и пластичен. Однако «в каждой работе чувствуется напряженность мысли, достигаемая такими художественными приемами как коллаж, неожиданные эффекты цвета и грубое использование материи: мятые или порванные холсты создают ощущение сильного напряжения на грани между красотой и распадом».

"Ленинград", Константин Инал-Ипа

Вот что рассказал мне художник о цвете:

«Цвет для меня очень широкая тема, он может как нести эмоциональную нагрузку, так и мешать увидеть целое. Вспомните итальянское черно-белое кино (неореализм), там мы на цвет не отвлекаемся. Возможно, именно такой прием даже в большей степени втягивает зрителя в произведение искусства.

"Ночь. День", Константин Инал-Ипа

А вот, например, большие цветовые пятна, с которыми здорово работают минималисты -  так они вообще оставляют лакуны для зрителя, делают его соавтором, помогают найти свое место в картине и это невозможно переоценить.

Ибо, если мы  судим о живописи не снаружи, как о картине, а изнутри, как о некоем другом мире - это и есть, на мой взгляд, высшая точка искусствоведения, пусть даже для дилетанта.

Обратимся к работе  ''Майлз Дэвис, испанские зарисовки'':

"Майлз Дэвис. Испанские зарисовки", Константин Инал-Ипа

"Тут получилась такая история: возможно, вы помните в ЦДХ до ремонта на первом этаже был бар - красные стены, красные кресла. И как-то там мы засиделись с приятелями-художниками, что-то эмоционально, громко обсуждали, а фоном постоянно играла эта пластинка. И вот каким-то образом (хотя я ее и так давно слушал) она меня зацепила всерьез, я пришел домой, сразу взялся за работу и за 2-3 дня сделал, что называется, "на кураже" (К. Инал-Ипа, художник).

"Любовь", Константин Инал-Ипа

"Ну и как резюме: если говорить о цвете, то для меня главное, чтобы цвет был цветом, а не краской, чтобы он не нес какой-то утилитарный характер украшательства и, конечно же, помогал донести мысль, а главное - эмоцию автора, потому что зачастую цвет мешает, особенно когда входит в конфронтацию с тоном. А насчет работы с цветом - тут я аскет, я люблю очень узкую палитру, люблю промышленные красители, там свой кайф. А главное - у меня нет любимых цветов, все они хороши. Важно, насколько гармонично они соседствуют друг с другом" (К.Инал-Ипа, художник).

 

 

Статьи в нашем блоге
Все статьи