Дата публикации:
08.12.2023
Автор:
Горбунова Мария

Эко-арт: как художники с помощью искусства помогают заботиться об окружающей среде?

В современном обществе проблемы экологии актуальны как никогда. Мы уже стали свидетелями аномальных снегопадов на севере Италии и восточном побережье США, внесезонных наводнений в Европе и глобальных лесных пожаров в России. Человечество наблюдает за таянием ледников и повышением уровня воды в мировом океане.  Гольфстрим меняет свое направление,  климат меняется на глазах. Игнорировать экологические проблемы невозможно.

Для предотвращения глобальной экологической катастрофы мировое сообщество стремится привлечь внимание общественности к данной проблеме в разных уголках мира. Художники и креативные агентства также вовлечены в данный процесс. Обычно художники работают в связке с  научными сотрудниками, экологическими организациями и политическими активистами.  

 

Что такое эко-арт и почему он актуален сейчас?

В ходе данного процесса и появился термин «эко-арт»  – это совокупность разных видов и направлений искусства, в которых художник обращается к теме взаимосвязи и взаимовлияний природы и человека, а также старается побудить общество к разумному и рациональному использованию природных ресурсов.  Эко-арт представлен в разных медиумах – живопись, инсталляция, перфоманс, VR, анимация, кино, фотография и паблик-арт.  Иногда в рамках данного направления художники могут заниматься восстановлением природных ландшафтов, созданием зеленых зон в черте города и т.д. Эта статья познакомит вас с различными арт-работами, которые помогут составить общее представление о том, каким может быть эко-арт.

Для того,чтобы привлечь внимание властей и социума к проблемам экологии, художники создают паблик-арт (искусство в городской среде), реорганизуют городское пространство, создавая дополнительные зеленые зоны, парки; оборудуют  места для общения на эко-темы,  создают точки притяжения, устраивая  выставки, концерты, поэтические мероприятия и т.д. Такого рода проекты являются междисциплинарными, они затрагивают и урбанистику, и ландшафтный дизайн (если это озеленение городского пространства или облагораживание береговой линии реки или озера например) и многое другое.

Примеры проектов эко-арта

«Мертвый кит», Филиппины

мертвый китСкульптура «Мертвый кит» (Филиппины)

Конструкция «Мертвый кит» на Филиппинах была создана креативным агентством «Dentsu Jayme Syfu». Кит, выброшенный на берег, воссоздан художниками и дизайнерами при помощи разного рода пластиковых отходов, как метафора загрязнения мирового океана пластиком за последние десятилетия. Обьект своим появлением привлек внимание международных СМИ, чем создал общественный резонанс.

 

«Парк поэзии», США

Художница Амара Геффен из США еще в 1997 г.создала специальный курс «Искусство и окружающая среда» для художников. Этот курс был направлен на разработку проектов в области культуры и искусства, которые должны были способствовать развитию сообществ, экономики и окружаюшей среды. Искусство, которым занималась художница и ее студенты, было призвано исправлять ландшафты и места, которые выглядели проблемно. 

Амара придумывала паблик-арт проекты и вместе со своими студентами занималась их реализацией. Особое внимание в данных проектах было направлено на повторное использованию, перепрофилированию, восстановлению окружающей среды и возрождению сообщества.

парк поэзииПарк поэзии, США

Парк поэзии «Держись за мечту» был спроектирован для того, чтобы привнести красоту в центр города, обеспечить красивое и безопасное пространство для творческих программ, а также предоставить модель, которая может быть воспроизведено по всей центральной части города Эри. Этой точке зрения присуща вера в то, что красота и искусство могут изменить наши мыслительные процессы, улучшить наше восприятие и воспитать естественную красоту наших душ.

парк поэзии эко-арт

Эри (США, штат Пенсильвания) , Парк поэзии. Материал с сайта Амары Геффен (http://www.amarageffenstudios.com)

 

Проект «7000 дубов», Германия

проект 7000 дубов

Йозеф Бойс и его базальтовые блоки. Кассель, 1982 год.

В 1982 году этот проект запустил известный современный художник Йозеф Бойс. Данный проект был начат в рамках проведения выставки современного искусства Documenta 7 (самая крупная выставка современного искусства на тот момент, проходившая каждые 5 лет. в г.Касселе). На площади горда Кассель было свалено 7000 базальтовых блоков, каждый из которых символизировал посадку дерева. Идея была простой: вы сажаете дерево и рядом с ним устанавливаете базальтовую плиту, как символ проделанной работы. Таким образом должен был осуществляться своего рода учет выполненной работы. Для художника было важно подтолкнуть общественность к самостоятельному, осознанному процессу озеленения собственного города. Он также надеялся, что данная акция может быть подхвачена и в других городах Германии. На завершение проекта потребовалось без малого пять лет.

 

Проекты арт –группы Recycle. Россия

 © Recycle Group

Арт-группа Recycle была инициирована двумя краснодарскими художниками Георгием Кузнецовым и Андреем Блохиным в 2008 году.  Ребята создавали  арт-обьекты, городские скульптурные проекты, паблик-арт, используя найденные материалы в компиляции с пластиком, пенопластом, резиной и пр. В своих работах художники критикуют общество потребления. На выставке  Fast Food в Арт-галерее К35, ребята представили серию объектов на эту тему.

Серия «Мусорные баки» была создана в 2009г. Художники впервые представили публике авторские пластиковые контейнеры, в которых человеческие тела, словно в фильме «Терминатор» плавно погружались и растворялись в поверхности контейнеров.

© Recycle Group

Recycle Group: «Мы хотели взять самый материальный объект из всех возможных и дематериализовать его. В поле искусства до этого он почти никогда не фигурировал»

Ленд- арт как часть эко-арта

Хотелось бы также рассказать о еще одном направлении, которое работает с природными ландшафтами и идеями, близкими к эко-арту. Направление в искусстве под названием «ленд-арт» возникло в США в конце 1960-годов. И в качестве примера расскажу о глобальных работах американского художника  Роберта Смитсона, который является одним из основоположников данного направления. 

Главное место в идейной основе работ Смитсона занимает понятие энтропии.  Термин «энтропия» характеризует постепенное уничтожение любой системы. Смитсон связывает энтропию с истощением природных ресурсов и урбанизацией.  В своём искусстве и текстах художник переосмысливает  понятие  времени,  суть и концептуальный контекст  разрушения и обновления, порядка и хаотичности.

Ленд-арт вырос из увлечения Смитсона геологией и посещения пром.зон. С 1967 года он начинает создавать так называемые «земляные работы» (Earthworks), первые работы в направлении ленд-арта. 

Природный ландшафт служил основанием для создания работ в направлении  ленд-арта. Художник, скорее, достраивал необходимые детали, работы всегда были вписаны в природную среду и создавались в конкретных локациях, которые были удалены от городов,поселений и т.д. Далее работа, существуя уже в естественной природной среде, формировалась под воздействием стихии и естественных процессов.

Роберт Смитсон ''Разорванный круг’’.

Это лишь малая часть авторов, которые работают с контекстом экологических проблем и стараются создать точки фокуса на проблемных точках в сфере отношения человека и природы. Сегодня экологические проблемы стоят в одной линии с другими глобальными проблемами, ибо от того, насколько сознательны мы будем в проживании жизни на этой Земле зависит будущее следующих поколений.  

 

Статьи в нашем блоге
Все статьи