Картины в стиле абстрактный экспрессионизм
Абстрактный экспрессионизм зародился в 1940–1950-е годы в Нью-Йорке. При создании картин художники взяли за основу концепцию спонтанного выражения внутреннего мира и бессознательного в неорганизованных и хаотических с точки зрения логики формах, мазках. Метод сродни автоматическому письму сюрреалиста Андре Бретона позволяет автору наиболее полно и емко выразить спектр эмоций. Представители направления пишут быстро и экспрессивно, используют масштабные полотна и нетривиальные техники: крупные негеометрические штрихи, капли (дриппинг), цветовые поля.
Ключевые идеи:
- приоритет спонтанности, импровизации, наибольший акцент на процессе творчества, а не на результате;
- выражение идей, связанных с сознанием, бессознательным и духовным;
- характер живописи анархический, мятежный, в некотором роде нигилистический и подчеркнуто индивидуализированный.
«Невесомость», Martha Goldman
История и культурный контекст
Первыми представителями художественного направления в 1940-х годах стали американские художники Ганс Гофман, Адольф Готлиб, Аршиль Горки. Наибольшую известность и влияние в США и мире абстрактный экспрессионизм получает в 1950-е годы. В это время создают свои знаменитые картины Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Марк Ротко, Барнетт Ньюман, Франц Клайн, Ли Краснер. В России идеи нью-йоркской школы активно перенимал Евгений Михнов-Войтенко, который работал в 1950–1980-е годы.
Во время Второй мировой войны молодые художники ищут новые способы выражения и познания внутреннего мира. Их волнуют проблемы человеческой иррациональности, уязвимости, поиска духовного смысла. За вдохновением и методологией авторы обращаются к немецким экспрессионистам с присущей им эмоциональной напряжённостью и концепцией самоотречения. На формальную сторону искусства нью-йоркской школы повлияли работы европейских антифигуративных обществ: футуристов, кубистов, стиля Баухаус. Понимание процесса творчества как спонтанного, импровизационного акта, выплеска бессознательного сформировалось под влиянием идей сюрреалистов и опыта архаического искусства древних примитивных культур.
«Taxi Cab II», Al Held
Жест и цветовое поле
Зрелый абстрактный экспрессионизм в корне меняет ориентиры в мировом искусстве, переосмысливая отношение к творчеству. В 1950-е годы художники ищут новые пути, отказываясь от классических масштабов, тематики и техники. Поллок изобретает дриппинг: заливает расстеленный на земле огромный сырой холст разбавленной краской. Де Кунинг чередует абстрактное творчество с яркими предметными знаковыми образами. «Живопись действия» ставит в приоритет непосредственное, подлинное выражение, «жест» художника.
Другой путь выбрали Ротко и Ньюман. Упрощение изобразительных средств в пользу широкоформатных цветовых полей имело целью элементарное воздействие на смотрящего. По замыслу авторов, огромные «светящиеся» полотна должны окутывать зрителя, вызывая квазирелигиозные ассоциации и сильные эмоции.
Абстрактный экспрессионизм и современность
Среди наших с вами современников, конечно, есть большое число продолжателей этого направления. В нашей галерее мы можем выделить следующих художников, работающих в этом стиле:
- Алиханов Хаджи-Мурад;
- Инал-Ипа Константин;
- Михайленко Игорь;
- Горбунова Мария;
- Ваулин Алексей;
- Скрипка Андрей.
Как выбрать картину самостоятельно?
Даём полезные советы и развиваем
вашу насмотренность!
-
Интервью с художником Михаилом Тихоновым15.09.2024О жизни в Тарусе, творческом союзе с Еленой Утенковой-Тихоновой…Читать далее
-
Интервью с художником Алексеем Чаругиным09.09.2024О поисках собственного стиля, творческом ступоре и "древнерусской…Читать далее