Дата публикации:
16.06.2017
Автор:
SMART Gallery

Картины в стиле абстрактный экспрессионизм

Абстрактный экспрессионизм зародился в 1940–1950-е годы в Нью-Йорке. При создании картин художники взяли за основу концепцию спонтанного выражения внутреннего мира и бессознательного в неорганизованных и хаотических с точки зрения логики формах, мазках. Метод сродни автоматическому письму сюрреалиста Андре Бретона позволяет автору наиболее полно и емко выразить спектр эмоций. Представители направления пишут быстро и экспрессивно, используют масштабные полотна и нетривиальные техники: крупные негеометрические штрихи, капли (дриппинг), цветовые поля.

Ключевые идеи:

  • приоритет спонтанности, импровизации, наибольший акцент на процессе творчества, а не на результате;
  • выражение идей, связанных с сознанием, бессознательным и духовным;
  • характер живописи анархический, мятежный, в некотором роде нигилистический и подчеркнуто индивидуализированный.

«Невесомость», Martha Goldman

История и культурный контекст

Первыми представителями художественного направления в 1940-х годах стали американские художники Ганс Гофман, Адольф Готлиб, Аршиль Горки. Наибольшую известность и влияние в США и мире абстрактный экспрессионизм получает в 1950-е годы. В это время создают свои знаменитые картины Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Марк Ротко, Барнетт Ньюман, Франц Клайн, Ли Краснер. В России идеи нью-йоркской школы активно перенимал Евгений Михнов-Войтенко, который работал в 1950–1980-е годы.

Во время Второй мировой войны молодые художники ищут новые способы выражения и познания внутреннего мира. Их волнуют проблемы человеческой иррациональности, уязвимости, поиска духовного смысла. За вдохновением и методологией авторы обращаются к немецким экспрессионистам с присущей им эмоциональной напряжённостью и концепцией самоотречения. На формальную сторону искусства нью-йоркской школы повлияли работы европейских антифигуративных обществ: футуристов, кубистов, стиля Баухаус. Понимание процесса творчества как спонтанного, импровизационного акта, выплеска бессознательного сформировалось под влиянием идей сюрреалистов и опыта архаического искусства древних примитивных культур.

«Taxi Cab II», Al Held

Жест и цветовое поле

Зрелый абстрактный экспрессионизм в корне меняет ориентиры в мировом искусстве, переосмысливая отношение к творчеству. В 1950-е годы художники ищут новые пути, отказываясь от классических масштабов, тематики и техники. Поллок изобретает дриппинг: заливает расстеленный на земле огромный сырой холст разбавленной краской. Де Кунинг чередует абстрактное творчество с яркими предметными знаковыми образами. «Живопись действия» ставит в приоритет непосредственное, подлинное выражение, «жест» художника.

Другой путь выбрали Ротко и Ньюман. Упрощение изобразительных средств в пользу широкоформатных цветовых полей имело целью элементарное воздействие на смотрящего. По замыслу авторов, огромные «светящиеся» полотна должны окутывать зрителя, вызывая квазирелигиозные ассоциации и сильные эмоции.

Статьи в нашем блоге
Все статьи