Дата публикации:
26.02.2024
Автор:
Мария Горбунова

Фактурные картины. Кураторская подборка

Фрагмент картины Кабан-Петрова Михаила
Фрагмент картины Михаила Кабан-Петрова "Соприкосновение"

Мы часто говорим о фактуре как об одном из возможных критериев оценки абстрактной живописи. Факту́ра происходит от латинского слова factūra, которое означает “обработка”, “строение”. В этой статье мы используем слово “фактура” в прямом смысле — как характер живописной поверхности, которая может быть объемной, слоистой, тонкой — настолько, что через нее просвечивает холст. Художники используют разные способы для создания фактурных картин: коллаж с использованием дополнительных материалов и даже предметов, наложение одного слоя краски на другой, частичное стирание красочной поверхности, текстурные пасты и многие другие.

Сегодняшняя кураторская подборка объединяет именно тех художников нашей галереи, для которых текстура живописи играет большую роль, является частью их профессиональной философии, отражением авторских идей. Мы хотим рассказать об авторских методах создания фактур, потому что они формируют визуальный словарь художника, его узнаваемый стиль. Таким образом, вы сможете  обнаружить связи между авторскими методами  создания живописной поверхности и  индивидуальным визуальным словарем художника.

.

Евгений Заремба

"В моем случае невозможно сделать что-то живое, не попытавшись максимально приблизиться к единству многообразия, разного проявления материи. Так все устроено. Поэтому позволяю одновременно находиться на поверхности холста противоположным по состоянию фактурам. Сталкиваю их, чтобы все вспучивалось, текло и успокаивалось. Одно состояние переходит в другое. Все как в жизни" (художник Евгений Заремба)

Евгений Заремба работает в технике импасто и виртуозно создает разнообразные текстуры. Его работы многослойны. Он работает маслом, каждый слой которого должен просохнуть, прежде чем художник нанесет новый. Он будто создает свой мир, на раскопках которого мы находимся как зрители. Густо закрашенные части холста перемежаются с местами, в которых через краску отчетливо видны нити холста.

Работы Евгения Зарембы отличаются емкой, но очень выразительной природой цвета, особой свободой и минимализмом. Виртуозное владение цветом и умение сочетать его с текстурами разнообразной формации создает мир особой внутренней «археологии». Мы будто находимся на раскопках «Трои» или какой-либо другой исчезнувшей цивилизации, созерцая артефакты глубинной истории, обветренные, полуразрушенные, имеющие свои границы и свои корни.

Отправной точкой для работы, по словам художника, являются живописные этюды — небольшие зарисовки природы с натуры. Далее уже в мастерской на основании этюдов художник пишет большую работу, в которую не только переносит образ места, но и добавляет собственные символы и смыслы. На примере природных символов — камней, воды, света и тьмы, столкновения стихий — Евгений Заремба рассуждает о человеке и вселенной в целом, а в его абстрактных фактурных картинах можно увидеть метафоры поиска баланса, смысла, процесса борьбы. Текстура, наравне с цветом, абстрактным живописным стилем является средством выражения художником своих идей.

В живописных полотнах художника макро- и микромиры переплетаются. Вы можете видеть деталь, некий «артефакт», выстраивая от него остальной мир. Либо, созерцая «артефакт», думать, что это отдельный, самодостаточный, далекий от вас процесс, который имеет свои собственные законы и механизмы существования.  

 

Инал-Ипа Константин

Выполненные на холсте фактурные картины Константина Инал-Ипа обладают духом спонтанности и экспрессивности. Во многих работах художник использует простые материалы: мешковину, гипс, клей, промышленные красители. Эти материалы несут на себе печать стойких ассоциаций с грубой физической силой. Данный компонент включен во все работы художника.

Фактурные материалы, краски и паста, нанесенные мастихином, придают поверхности холста осязаемое ощущение авторского присутствия. Большинство работ создается на одном дыхании, что свидетельствует о глубокой внутренней работе автора, обладающего собственным стилем, а также собственным визуальным языком.

 

Брюханов Сергей

Фрагмент картины Сергея Брюханова "Игра с ангелом"

Сергей Брюханов более 40 лет занимается исследованием в области колорита и  природы цвета. Восприняв и изучив классическую традицию, художник совершил переворот в своем творческом пути в начале 1990-х.  Художник отмечает влияние творчества Готарда Граубнера, который разработал свой собственный стиль. Главным в этом стиле было наличие понятия «цветопространственных тел или форм». В своих работах Сергей Брюханов оперирует не предметностью, а именно понятием «цветовых величин», я бы больше связала опыты художника с понятиями «цветового поля». (например как в работах Марка Ротко).

Чтобы представить художника Сергея Брюханова, необходимо упомянуть  о его тяге  к полифонии  цвета. Не случайно в большинстве последних работ присутствует спектральная линейка.

Спектр – знак полноты цветности, может отсылать символически к полноте точек зрения, полноте бытия, полноте эстетических предпочтений и переживаний», - говорит художник, подтверждая свои слова такими циклами работ как Спектр, I-7, Спектр, III-05.

фактурные картины брюханова сергеяКартины Брюханова Сергея из серии "Спектр" на выставке

Художник много путешествует, собирая цветовые кодировки мест, где он бывает и на базе собранной цветокарты создает серии абстрактных работ. Художник исследует природу визуальной формы при помощи цвета и очень много экспериментирует с прозрачностью, наслоениями, создавая многослойную графику, которая в своей основе имеет не только цвет, но и обладает качеством обьемов, созданных за счет полупрозрачных слоев разного рода калек. Зритель как бы вынужден преодолевать зрительное препятствие, созданное художником для того, чтобы добраться до сути работы. 

Вот что говорит сам художник:

"Я занимаюсь многосеансной живописью. Одной из важнейших для меня задач является создание поверхности, которая вибрирует, сияет. Достичь такого эффекта мерцания почти невозможно через одну прописку. Во-первых, я редко пишу по белому холсту, всегда делаю цветную имприматуру. Нанесение слоя на слой обычно предполагает, что нижний слой будет просвечивать через последующий. Для связки слоёв обязательно применяется ретушный лак. Пользуюсь несколькими приёмами для повторных нанесений краски. Это может быть тонкая лессировка, это может быть сравнительно непрозрачный слой, но с последующим прошкрябыванием, выскабливанием ребром специального ножа. Очень люблю приём скользящего мастихина, когда краска наносится не сплошным чешуйкой-мазком, а таким образом, чтобы краска касалась только выпуклостей и фактуры самого холста. Ну, и наконец, пастозность может доходить  до максимального фортиссимо, когда мазок становится барельефным. После высыхания фактуры и объёмные мазки как правило лессируются. После лессировки опять могут последовать протирания и вышкрябывание. Так весь этот набор приёмов чередуется в исполнении и процесс продолжается пока не будет достигнут желаемый эстетический результат."

в мастерской брюханова сергеяВ мастерской Брюханова Сергея

 

Подборка фактурных картин

В конце делимся подборкой фактурных картин, купить которые можно в нашей галерее. 

Конечно же, картин в нашей галерее намного больше. Мы будем рады помочь вам с выбором, обращайтесь через форму ниже или любым другим удобным вам способом. 

 



Если у вас есть вопрос, вы можете задать его непосредственно мне в форме для сообщений.

Директор галереи,
Хацела Наталья

Статьи в нашем блоге
Все статьи