Дата публикации:
13.09.2023
Автор:
SMART Gallery

«Видеть мир как бы через граненый алмаз, условно поворачивая его, видеть другую реальность».

Художник Юрий Картавцев

Расскажите о себе, но не как о художнике, а просто как о человеке.   

Всегда трудно говорить о себе, тем более оценивать, хотя пытаюсь на себя чаще смотреть со стороны. Стараюсь поступать согласно своим принципам. Хотя люди искусства чаще живут по своим «лекалам».  Немного по-другому воспринимают то, что их окружает. В общем, редко со всеми «ходят в марше», отсюда и недопонимание художников.  Для окружающих это кажется некой чудаковатостью - то, что некоторые живут и работают не по единым для всех правилам. Но так было всегда и при закрытом обществе в СССР, люди искусства, как и ученые считались элитой и им допускались всякого рода поблажки. Жили как бы по своей схеме.

Я, кроме собственно живописи, уже больше 25 лет занимаюсь преподаванием. Это дает возможность не только быть в тренде происходящего, но и не засиживаться в своей мастерской, быть постоянно на публике, общаться с людьми. На мой взгляд, это необходимо любому художнику, смена деятельности всегда полезна.

Есть ли какие-то ситуации из раннего детства, которые оказали на вас влияние и подтолкнули к миру живописи?

Есть хорошая поговорка: «Все мы родом из детства». Нейрофизиологи утверждают, что чем раньше ребенка загрузить полезной информацией и задействовать в разных сферах, тем больше появится   новых нейронных связей, которые потом позволят составлять, как из паззлов, свою собственную картину видения мира. Чем, между прочим, раньше и занималась царская элита, заставляя своих чад петь, танцевать, изучать языки, математику, живопись, музыку и литературу.   

Я думаю, это должно быть обязаловкой для всех, именно это потом буквально заставит мыслить объемно. Видеть мир как бы через граненый алмаз, условно поворачивая его, видеть другую реальность. У меня в детстве, кроме художественной школы, были еще какие-то кружки. Но о чем сильно жалею, так это то, что родители не подключили меня к музыке, но я наверстал что-то уже в более зрелом возрасте.

Для меня, например, живопись, никогда не находилась и не рассматривалась в плоскости какого-то узкого коридора только самой живописи. В моем понимании здесь есть всё: и та же музыка, и литература, и философия. Кстати, когда работаю, фоном обязательно звучит классика. Раньше, в юности очень любил рок. В 70-х годах прошлого века у нас с товарищем была приличная аппаратура и очень неплохие записи буквально всего, что выходило тогда в свет: Deep Purple, Led Zeppelin, Pink Floyd и т.д.

Сейчас слушаю в основном Баха, очень люблю импровизации Гольдберга в исполнении Гленна Гульда, нравится Осетинская  - например, первый концерт в ее исполнении. Из книг - Гиляровский со всей его московской историей и не только. Хороший историк, писал только то, что видел, где присутствовал сам. Ну и, конечно, Гончаров с его Обломовым. Я думаю, что это лучшее отечественное произведение. Хотя в целом не делю, и не сравниваю отечественное искусство и западное. Для меня это одно поле. Оно всегда без границ и понимается везде.

Как вы оцениваете время обучения?  Есть ли поворотные моменты или  особо яркие воспоминания за время учебы, которые в дальнейшем натолкнули вас на линию вашей работы в поле живописи?

Студенчество - это отдельная тема. Вообще Омский худграф, где я обучался в свое время в 80-х годах, было уникальным местом. И отличалось оно тем, что именно там мы почувствовали в профессиональном плане невероятный уровень свободы, несмотря на то, что страна вообще и город в частности были закрытыми. Но мы были исключением, у нас была возможность экспериментировать. И педагоги были замечательные, поощряли все новаторское.

Именно в Омске еще при советской власти в середине 80-х, в залах Союза художников открылась первая выставка абстрактного искусства. Народу на открытие пришло огромное количество, по сути все продвинутое население. А его оказалось в городе прилично много. Все прошло с грандиозным успехом и никто никого в итоге не закрывал. На нас, студентов, это произвело сильное впечатление. Вот тогда я и начал красить первые абстрактные картинки.

Первая в Омске выставка абстрактного искусства.1987 год

Эта выставка дала для всех буквально зеленый сигнал к действию. Дальше стали открываться выставка за выставкой. Уровень работ у омичей был очень неплохой, несмотря на то, что это были для всех только первые шаги в абстракции.

Кинематограф тоже оказал сильное влияние, расширил само поле искусства в моем понимании. Это был очень близкий, но другой мир. Именно в институте мы все увлеклись авторским кино. Смотрели буквально все, что до нас доходило в то время. Для любителей таких фильмов работал кинотеатр «Спутник». Совсем небольшой, но очень продвинутый в плане кинопоказов. Впервые мы увидели: Бертолуччи , Феллини, Годара, Формана, Фосса, Антониони, Вендерса, ну и конечно Тарковского, Иоселиани, Рехвиашвили, Германа, многих других.  

В итоге под впечатлением от увиденного все «вылилось» в мой дипломный проект  в  1989 году . Это была достаточно большая работа, носила название «Слово о Тарковском». Для меня картины - это и есть кино, только отдельные кадры жизни, в которых есть своя жизнь. Искусство, я думаю, - это всегда личная история. Взлеты, падения, болезни, победы - всё, что на меня воздействует, всё, что ломает, сотрясает, что держит на плаву.  Для меня искусство - это эмоции. Если хотите, искусство в моем понимании - это революция, а совсем не медитация. Не знаю, правильно это или нет, но в моем случае я воспринимаю искусство именно так.

Первая групповая выставка. Омск. Дом актеров. 1988 год.

В какой момент вы пришли к собственному стилю? Кто из художников оказал влияние на вас?

Как я пришел к собственному нынешнему стилю? Похоже, что я к нему еще не пришел, я в процессе. Если честно, я никогда и не ставил такой задачи.  Иногда, когда я чувствую, что начинаю повторяться, делать вымученные работы, я разворачиваюсь на 180 градусов и начинаю делать совершенно не свойственные мне картинки. За это меня иногда ругают галеристы, но это необходимо, это дает мне возможность как-бы встряхнуться, отойти от рутины.

Но в целом, как говорят мои друзья, все равно рука угадывается. Сейчас, когда на протяжение стольких лет уже есть столько наработок в плане живописи, все меньше возникает каких-то тупиковых ситуаций. Но все равно есть постоянное желание открывать что-то новое для себя. Иногда от этого работы выглядят несколько спорными, излишне концептуальными, но так я работаю много лет, я так привык, мне нравится именно такой подход.

Первая персональная выставка. Галерея М'арс. Москва. 1994 год.

Специально себя я не заставляю красить, это уже как необходимость – работать каждый день. Если не сижу за мольбертом, все равно в голове возникают какие-то идеи. Этот процесс по-моему не останавливается никогда. Никакой мотивации для работы не надо, это происходит от всего накопленного за годы, скорее, даже от переизбытка информации, которая требует упорядочения.

Первый из художников, кто произвел сильное впечатление на меня, был Павел Филонов. Он до сих пор остается в приоритете. Для меня это космос. Пикассо - конечно, Шагал, Ротко, Петров-Водкин… Многие, многие, все они гениальны, все дают возможность чему-то научиться, что-то увидеть новое и вечное одновременно. Очень нравятся современные итальянцы, нравятся наши художники, получившие хорошую академическую базу, но вовремя ушедшие в свободное плавание.

Когда художница Франсуа Жило поинтересовалась у своего отца обьективно или субьективно ее видение, он ответил, что сетчатка у всех одинаковая.  Художницу не устроил такой ответ и она парировала : «Да, сетчатка одинаковая у всех, а воображение – нет». А как думаете вы?

Поскольку я преподаю, мне студенты иногда задают вопросы - как добиваться результата, что для этого нужно сделать, или все дело в генетических особенностях человека? Я им всегда напоминаю  то, о чем говорят нейропсихологи: безусловно есть  генетически предрасположенные люди к музыке или к живописи, но практически нет гениальных и талантливых детей, есть просто обыкновенный ежедневный труд, который лет через 15 гипотетически может привести к каким-то хорошим результатам. Может быть, даже и к очень хорошим, если сильно стараться. И если еще где-то просто повезет, удачу отменять нельзя. Ну, а так - всего каких-то 10000 часов точечной работы и человек начинает понимать профессию изнутри.

Расскажите немного о работе с галеристами и о важных выставках, которые бы вы хотели для себя отметить.

Самая важная для меня галерея, которая заметила меня и сделала несколько очень важных для меня выставок в России, Европе и Америке, включая персональную, была потрясающая московская галерея M’ars, по сути это был тогда центр искусств  в Москве.  Мне еще не исполнилось 30 лет, все только начиналось и было здорово оказаться в компании с выдающими художниками.  Это был для меня очень хороший опыт в профессиональном плане. Были и выставки в Европе, но это был уже совсем другой уровень. Еще был коллекционер, который помог мне в самом-самом начале моего профессионального пути, это Вячеслав Семушкин. Он много сделал не только для меня, но и для многих сейчас уже очень известных художников.

Персональная выставка. Музей современного искусства. Панама. 2017 год

Интервьюер - куратор галереи SMART Горбунова Мария

 

Статьи в нашем блоге
Все статьи