Интервью с художниками: от идеи к воплощению на холсте
«Вдохновение существует, но оно приходит во время работы» (Пабло Пикассо, художник).
Какие детали, события, импульсы запускают творческий процесс? С чего начинается написание картины? Действительно ли так важно вдохновение или можно обойтись без него? Универсального правильного ответа на эти вопросы нет, у каждого художника процесс создания произведений искусства складывается по-своему. Одни мастера находят идеи для живописи в природе и начинают работу с этюдов на пленэре или фотографий «цепляющих» деталей окружающего мира. Другие черпают вдохновение в работах великих живописцев прошлого и работают каждый день в мастерской.
Мы спросили художников галереи SMART о том, что является стимулом к написанию новой работы, как рождается идея, и чего в творческом процессе больше: дисциплины или вдохновения?
Фотография с сайта freepik.com
Как появляются идеи для создания картин?
Дарья Дмитриева, молодой художник
Дарья: «Это длительный, интересный процесс и для каждого он свой. Лично для меня — это поиск, вдохновение, эмоции и чувства. Все это я стараюсь передать в своем творчестве. Зачастую картина собирается как мелкий пазл из различных элементов. Что-то вдохновляет, начинаешь раскрывать идею, создаешь некий мудборд из различных картинок по теме, выбираешь композицию, цветовую гамму. Основным источником вдохновения для меня является природа. Ее можно разглядывать под разными углами и каждый раз находить что-то новое.
Идеи — это всегда эмоции, воплощенные на холсте. Очень интересно, что в абстрактных работах каждый человек может увидеть что-то свое, отличное от того, что ты закладывал в основную идею. Очень часто мои работы — это ощущения, состояния, и их очень хочется донести до зрителя, чтоб он почувствовал тоже самое.
В своих работах я хочу передать все мое виденье по крупинкам и частицам, окунуться внутрь, словно разглядывая натуру через призму микроскопа. Рассматривая детали, я преобразую их в абстрактные формы и цвет. Так, например, в диптихе «Протея» я отдаю дань красоте этого диковинного и столь удивительного растения.
«White beach», художник Дмитриева Дарья
А работа «White beach» — это картина о путешествиях, впечатлениях и воспоминаниях. Прогулки по белоснежным пляжам Греции со столь прозрачной и невероятно красивой водой моря, горячий песок, соленый воздух и легкий бриз».
Дария Афанасьева, молодой художник
Дария: «Это может быть всё что угодно, например, трещины на асфальте или вид из окна самолета. Иногда я сначала фотографирую, а потом создаю из этого картину. Для этого у меня на компьютере есть отдельная папка под названием idea. Много вдохновения нахожу в Pinterest. Это может быть цветовая гамма, какая-то идея или переосмысление работ, которые мне откликнулись».
Алексей Ваулин, художник музейного уровня
Алексей: «Для меня источник вдохновения — природа и наблюдение за всеми многогранными её проявлениями. Люблю наблюдать за фактурой: кора дерева или узор камня порождает ассоциации в цвете и желание это изобразить на холсте. Не событие, а длительное и внимательное наблюдение за миром. Даже воздушная походка молоденькой девушки или полет бабочки может запустить момент креатива».
Ася Багаева, молодой художник
Ася: «В первую очередь возникает острое желание выразить какую-то мысль или чувство. Иногда как порыв или импульс, который не можешь сдержать. Иногда идея приходит в процессе размышления над чем-либо внутри себя.
«Лампа», художник Багаева Ася
В зависимости от темы я ищу самый лаконичный способ выражения. Например, когда я недавно писала картину «Манифест», поток мыслей в голове бурлил, и я никак не могла остановиться и решить, как выразить то самое «сердце идеи». Вариантов было много: от плакатной живописи до строго фигуративной. Но потом я выразила это в виде стилизованной головы в профиль, которая выкрикивает нечто, в духе русского авангарда, используя геометрическую абстракцию. Для меня творчество — это прежде всего свобода говорить, поэтому речь как символ осталась приоритетом».
Владимир Демин, опытный художник
Владимир: «Элементы для создания композиции находятся вокруг нас: окружающая природа, архитектура, различные ритмы, растительные мотивы, тени и мокрые пятна на асфальте. Просто нужно научиться видеть и анализировать окружающий мир вокруг себя. Так как натуры нет, как таковой, я начинаю работу с воплощения идеи в эскизе. Эскиз та же работа, только маленькая. Это как навигатор для водителя, карта для туриста, всегда приходишь в нужный пункт назначения, не блуждаешь в потёмках, это просто план для работы, идёшь уверенно и проторенным путем, по ходу вносишь какие-то коррективы. И если эскиз «утрясен», (это на на 80% выполненная работа), то воспроизвести его на большой формат при определенном знании свойств материалов не составляет особых сложностей. Если эскиз мне не нравится, доделываю эскиз, или откладываю до лучших времён. Часто бывает, что сделанные и «утрясённые» эскизы доделываются и переделываются, этот процесс бесконечный».
Никита Паречин, молодой художник
Никита: «Зачастую на своих холстах я стараюсь выхватить фрагменты повседневной жизни. Обыкновенная прогулка по парку или поход в магазин могут стать источником вдохновения. Регулярный поиск мотива, эстетически острого «пятна», звонкого ритма и колорита тренируются именно в бытовых передвижениях. Заметив интересную композицию, я располагаю несколькими вариантами ее реализации.
Иногда мотив фиксируется в моей памяти, тогда я сразу же, придя в мастерскую, переношу его на холст или бумагу.
«Разнонаправленное движение», художник Паречин Никита
Второй случай — это создание фотографий, которые, на мой взгляд, являются незаменимыми инструментами для художника. Фотоматериал позволяет продумывать структуру композиции, распределять акценты и даже создавать текстуру, тем самым наполняя новыми средствами художественной выразительности будущую работу.
И третий способ, любимый и наиболее частый в моей практике — это пленэр. Живопись с натуры несёт в себе не только возможность максимально ясно видеть пространство холста и натуры, но и даёт полное погружение в рабочий процесс, очень остро вовлекая в атмосферу места, что неизбежно оставляет на холсте мелодичность и приумножает настроение выбранной композиции».
Как мы видим, у каждого художника свое видение процесса создания картин, свой подход и разные технические приемы, но идея объединяет их всех. Современная живопись профессионального уровня не может быть безыдейной, каждый мастер говорит со зрителем и старается донести до него то, как он видит, чувствует и думает в какой-то конкретный момент своего творчества. Ранее мы уже писали в блоге о том, сколько времени уходит на создание картин, и что сама разработка идеи может занимать у автора довольно долгое время.
И все же для профессиональных художников создание картин — это работа, основной вид их деятельности, не хобби и не беззаботное увлечение, это смысл их жизни. Поэтому мы спросили их также о том, как они организуют себя, свой рабочий процесс.
Что важнее: дисциплина или вдохновение для художника?
Диптих «Город, которого нет», художник Афанасьева Дария
Дария Афанасьева: «У меня бывают периоды «накопления и отдачи». Работаю я по импульсу, когда есть, что отдать. Могу месяца два не работать, а потом сразу сделать серию или несколько разных работ. С института не люблю эскизы, поэтому работаю без них сразу на холсте — это мой основной и любимый материал, но не единственный. У меня несколько ассамбляжей (ассамбляж — техника живописи, в которой для создания произведений искусства используются большие объемные детали), созданных больше в качестве творческого эксперимента. Много времени заняла подготовка и продумывание материалов для их создания, помимо самой идеи. Еще буквально недавно мы с моей подругой-художником придумали челлендж — создавать каждый день, что-то небольшое, например, коллаж, зарисовку, скетч и потом вечером делиться результатом».
«Золото песков», художник Ваулин Алексей
Алексей Ваулин: «У меня железная дисциплина, потому что я считаю, что без нее никуда. Вдохновение — это хорошо, но только процесс длительной живописи приносит удовлетворение, когда слой за слоем накладываешь серии тончайших красочных слоев. Для меня живопись — это битва или борьба, когда надо победить сам материал и самого себя».
Ася Багаева: «Каждое утро я иду в мастерскую. Я пришла к такому режиму с годами, теперь меня не мучают вопросы: есть ли у меня вдохновение или нет? Готова ли я? Всегда да. Суть в процессе. Суть в этой дороге — каждый день открывать что-то новое, себя по частям, совершенствуясь от мазка к мазку».
«Суфийский танец», художник Владимир Демин
Владимир Демин: «Когда реализуется работа, это радует любого художника. Для меня интересен весь процесс от эскиза до окончания конкретной картины. Стараюсь работать по вдохновению и настроению. Это период, во время которого работа спорится и идёт легко. Если этого нет, работа не состоялась. Большое влияние на меня оказывают художники, которые являются стимулом для работы: Врубель, Фешин, Саврасов, Репин, Климт, Кандинский, Малевич, Салахов, Нестеров, Дейнека и другие. Посмотришь на их работы, и самому работать хочется. От работы нужно получать наслаждение, какие-то новые ощущения, где-то может быть, надо остановиться и подумать, и если я понимаю, что зашёл не туда, откладываю работу и через какое-то время возвращаюсь к ней».
«Spring sky», художник Дмитриева Дарья
Дарья Дмитриева: «Процесс написания картины для всех разный. Кто-то работает импульсивно вдохновляясь, а кто-то по расписанию. Лично для меня это момент релаксации, медитации и наслаждения, как глоток свежего воздуха в каждом дне. Это то, без чего не представляешь жизнь, и то, что дает силы. Это чистый кайф, энергетика. Мне очень сложно представить свой день без холста и красок. Для этого нет ни выходных, ни отпуска, потому что это не работа, а образ жизни».
Несмотря на то, что процесс создания картины: от идеи до последнего штриха у каждого художника свой, у них есть точка соприкосновения — желание передать зрителям то, что они увидели, чем вдохновились и какие эмоции и переживания при этом испытали. Познакомиться с работами этих художников можно на страницах с их портфолио на сайте в разделе «Художники» или в каталоге галереи.
Как выбрать картину самостоятельно?
Даём полезные советы и развиваем
вашу насмотренность!
-
Прованс в премиальном интерьере. Как подобрать картины?22.09.2024Особенности стиля в премиальном сегменте. Выбираем картины.Читать далее