Дата публикации:
09.09.2024
Автор:
SMART Gallery

Интервью с художником Алексеем Чаругиным

Сегодня галерея SMART посетила мастерскую художника Алексея Чаругина, который рассказал о поисках собственного стиля, творческом ступоре и "древнерусской тоске".

Расскажите о том, как вы пришли к своему индивидуальному стилю. Что оказало на вас максимальное влияние?

Я получил классическое образование: сначала была московская средняя художественная школа при институте Сурикова, потом был институт. Мы ездили на разные практики, в том числе, посещали Русский Север, где я и познакомился с народным северным искусством. Мне всегда импонировало народное искусство, в частности, северное и именно росписи, покрываюшие поверхность домашней утвари, а также иконопись и пластический язык иконографики. После института  я стал отходить от натурного реализма и постепенно элементы народного искусства наполнили мои работы. Со временем у меня начал рождаться свой пластическия язык, своя стилизация. Я в новом ключе увидел сюжеты, которые мне были интересны в контексте моего творчества. С течением времени, переосмысливая язык, близкий мне, я искал свои собственные варианты трактовки и сюжета,  и формы. И вводил цвет, обогащая свою палитру и отбрасывая все лишнее. Постепенно я окончательно отошел от натурного реализма.

 

Ваши работы пользуются огромным спросом у наших клиентов, вызывают ажиотаж, бывает и очередь на них. Как вы к этому относитесь?

В силу возраста и жизненного опыта мое отношение абсолютно спокойное, честно говоря. Я понимаю, что вопрос коммерческого толка – это важная для художника история, но деньги меня особенно не интересуют в жизни, это не самоцель. Хотя я понимаю, что для работы и проживания в Москве необходимо стабильно зарабатывать, обеспечивая тем самым себе наличие материала и всего остального. Я все же отношусь к деньгам без фанатизма, но при этом, конечно, за здравый рассудок. Художник не должен жить впроголодь.  Когда работы продаются я, безусловно, этому  рад.  

 

Насколько темы, которые вы затрагиваете, интересны зрителю? Или вы оставляете это на усмотрение тех, кто оценит и поймет?  

Абсолютно точно я об этом не задумываюсь. Я пишу то, что интересно мне. Разумеется, если мои работы находят отклик – это приятно, но я никогда об этом не думаю.  Мне мой внутренний мир интересен и я пишу именно то, что лично меня касается, и то, о чем хочу писать. Если вдруг это кому-то нравится - слава богу, я очень рад. Но хотел бы отметить, что живопись, которую я создаю, не несет чего-то такого сложного, какого-то двойного дна что ли, что было бы тяжело понять или осознать. Моя живопись - достаточно простая вещь. Я живу в деревне и пишу то, что меня окружает, пишу провинцию. Со своими поправками, вот и все.  

 

В мире современном, где у каждого есть смартфон и многое автоматизировано, как вы думаете, по какой причине есть место «древнерусской тоске»?

Вот этот момент для меня всегда был и остается загадкой.  Да, современный мир в моем понимании достаточно жесткий и технологичный. И для меня лично остается удивительным тот факт, что люди покупают какие-то такие вещи, которые, скажем так, уже в 19 веке были освоенным материалом человеческой жизни. Быть может, общество сейчас испытывает нехватку в теплом, ламповом (аналоговом) мире без скорости и информационного давления и шума. В моем понимании, технологии - это все-таки еще не все. Вероятно, та энергия, которая содержится в моих картинах, каким-то неведомым мне образом помогает, согревает людей в повседневной жизни. Я могу себе вообразить ситуацию, например, человеку нравится работа, он ее приобретает и потом, однажды просыпаясь и всматриваясь в нее, ощущает прилив сил и хорощего настроения. Некий мой простой мир, который вызывает теплые эмоции, в камерном пространстве и психотерапевтирует так или иначе. Надеюсь на это.

 

На данный момент какие у вас цели как у художника? Есть ли у вас любимые художники?

Цели довольно простые: возможно, сделать несколько хороших выставок, закончить наиболее ценные для меня работы, успеть. Ибо с  возрастом время как будто бы имеет тенденцию к ускорению. Так я это ощущаю. И кажется, что его все меньше остается, поэтому хочется успеть реализовать себя в творческом плане. Хочу отметить, что хотел бы создать работы по тем задумкам-идеям, что есть у меня, так как со временем замыслы, сами идеи устаревают. Проходит какое-то время и идеи, кажущиеся ценными, становятся не нужными, не актуальными. Все надо делать вовремя.  Вот такие простые цели. Хочется делать хорошее искусство – это самая главная цель.

Из любимых художников, конечно, диапазон огромный. Хотелось бы упомянуть Клода Моне, Рембрандта, Харменса ван Рейна,Тициана, Андрея Рублева, Дионисия. В свое время я был увлечен «Бубновым валетом».  Из самых-самых любимых художников я бы назвал Хоана Миро, Пауля Клее, Анри Матисса, Боннара и, вместе с тем, очень люблю русскую иконопись. 

 

Расскажите о своей самой необычной выставке, о той, которая вас самого потрясла и вдохновила на дальнейщую работу?

Были разные выставки. Вот, например, могу вспомнить выставку в Пушкинском музее 1999 года под названием «Мир чувственных вещей в картинках». Интересным было то, что кураторы выставки под этим названием обьединили творчество  абсолютно разных московских художников, с разным видением  и дали им тему. Художники написали работы, а известные московские писатели и поэты к данным картинам написали аннотации. Выставка, на мой взгляд, получилась замечательная, потому что разные художники, не связанные между собой, совершенно свободно писали и не было абсолютно никаких ограничений и рамок. Ну и, разумеется, пространство  Пушкинского музея достраивало  выставку и по смыслу, и на эстетическом уровне. На мой взгляд - идеально, выставка мне запомнилась. 

В 1990 году была прекрасная выставка в Бельгии, где нас встретили радушно и тепло, потому как это было необычно. Художники из  Советского Союза  приехали в небольшой городок, в котором никто ничего не знал о России, люди проявляли невероятный интерес. Собралось очень большое количество желающих посетить выставку. В день открытия выставки почти все работы были проданы. 

Были хорошие выставки, которые проводил Московский союз художников - такие камерные выставки по осени, которые были ежегодными, художники также выставляли то, что им было важно, без темы, без некой специальной програмной идеи и т.п.

 

О чем именно для вас лично ваши работы? Какая «подводная» тема, вероятно, скрытая от обычного зрителя, звучит в ваших работах?

Мои работы - это моя жизнь. Я много путешествую по провинции. Люблю рыбалку и мне нравится атмосфера маленьких городков. Все это находит отражение в моих работах. В свое время я был увлечен дайвингом, не профессиональным, конечно, любительским, но все же. 

Очень люблю выезжать на рыбалку на Южный Урал, в какие-то соседние области – это мой мир, который я безумно люблю и делюсь им посредством живописи с теми, кому, вероятно,  это также покажется интересным. Я искренне считаю, что художник должен писать о том, что ему близко, что для него ценно. Отражается ли в его работах настоящая любовь к тому,  о чем он пишет? Любит ли художник это или пишет формально с холодной головой?   На мой взгляд, это всегда заметно.

 

Бывает ли у вас творческий ступор или такое состояние, когда хочется изменить что-то - в стилистике или в материале исполнения работ?

Конечно, бывает. Частенько, когда работы пишутся годами, тебе очень сложно вернуться к данной работе именно потому, что внутренние изменения ведут к тому, что меняется подход, видение и метод. Хочется записать всё и начать совершенно другое нечто. Например, хочется изменить цвет в работе или, наоборот, какие-то работы превратить в графику, монохромными сделать. Во мне давно зреет желание поработать в технике мозаики. Я бы хотел занятся мозаикой всерьез. Как-то это прошло мимо меня, но меня очень восхищают вещи, выполненные в данной технике.

Иногда бывает и так, что нравится работа, которую сделал лет 20 назад,и мысленно думаю, что хорошо, что когда-то ее не уничтожил, а ведь так хотел, считая ее совершенно неудачной.

 

Что бы вы пожелали зрителям для лучшего контакта с миром искусства и культуры?

Я бы пожелал зрителям побольше ходить в музеи. Восприятие искусства требует подготовки, безусловно. На мой взгляд, насмотренность в этом плане – хорошее подспорье для понимания искусства. Чтобы купить хорошую работу, необходимо все же разбираться самому в мире искусства, ну или внимать советам экспертов. Нравится и не нравится – это, конечно, важно, но при этом важно также понимать ценность произведения, а это не так просто и требует дополнительной подготовки и знаний. Я бы еще посоветовал тем, кто хочет начать приходить к искусству постепенно, обратить внимание на графику. Жанр графики, на мой взгляд, содержит в себе массу гениальных вещей, незаслуженно обделенных вниманием.  Он, безусловно, доступнее к приобретению и может также вдохновить на изучение искусства в дальнейшем.

 

Почитать биографию Алексея и посмотреть его портфолио можно по ссылке

Статьи в нашем блоге
Все статьи