Дата публикации:
12.07.2024
Автор:
Мария Горбунова

Искусство или мусор?

Сегодня - обличающий пост про искусство и мусор. Ставлю себя на место человека, который впервые решил приобрести произведение современного автора. Набираем в поисковике «купить картину» и наблюдаем за контентом. Видим очень разные сайты, которые продают очень разную живопись.

О, боже! Чего здесь только нет!

Или вот это:

Мы видим много, катастрофически много «визуального мусора». Недоакадемизм -  «Вроде слышал, что продается, а ну-ка порисую «виды», авось продам и заработаю». Или как вариант - «Кажется, абстракция нынче в фаворе, а ну-ка и я попробую».

Это, друзья мои, вообще не про искусство. Не про живопись и не про концепт. Это просто про желание что-то изобразить и кому-то это продать. И чтобы было «похоже» и «красиво». Чтобы было «как у соседа» или вписалось в интерьер «как в журнале», «как в инстаграме». Это ужасно.

С другой стороны, смею также возразить всем диагностирующим смерть настоящего искусства.

Живопись никуда не делась и не умерла, она стала иной. И -  да! -  современный художник уже не тот дурачок в берете и не тот стереотип рефлексирующего дармоеда, нет. В современном мире есть место живописи, и оно довольно объемно. Живопись никогда не потеряет свою актуальность. Она просто занимает свою нишу, наряду с граффити в городском пространстве, видеоартом, фотографией, VR и другим цифровым искусством.

Да, живопись сейчас может граничить с коллажом, дизайном, может объединять в себе множество стилей и т.д.  Но сам язык визуальности и сила визуального образа актуальными быть не перестали. И скажу так: искусство было и остается элитарным.

Что я хочу сказать?

Мы живем в эпоху визуальности, где каждый второй мнит себя фотографом и художником. Мир стал визуальнее, визуал программирует на покупку товара и визуальный язык стал основополагающим на цифровых платформах. Это понятно. Не понятно другое: как в среде такой визуальной перенасыщенности найти «настоящее» - настоящего художника, настоящее искусство?

Здесь мы должны пристально посмотреть на автора – на того, кто этот визуал создал. Спросить его: «А что ты делал последние лет 7? Каковы были темы твоего поиска? Какие размышления ты вел в  контексте современных реалий? О чем твое искусство? И помнишь ли ты, что до тебя уже был и Малевич, и Кошут, и Дюшан?  Зачем ты делаешь то ,что делаешь? Насколько твои мысли и смыслы настоящие? И почему ты вообще продолжаешь «марать красками» холст?»

Кто же такой «настоящий художник»?

Во-первых, настоящий художник- это не просто человек, который может рисовать чуть лучше вашего ребенка. Нет. И это не тот человек, который «рисует как старые мастера». Я не устану повторять, что просто копирование произведений прошлого может быть хорошей штудией, но не может стать само по себе ответом на то, художник ли перед вами.

Во-вторых, настоящий художник – это человек, который рвет стереотипы. Человек тонкой психики, обладающий образным мышлением.  Обладатель такого аппарата восприятия, который способен дать ответ не словом, а образом. Этот ответ может быть синтезом той визуальной информации, которую человек получает из реальности, может быть критикой состояния современного общества, а может быть сквозным анализом и четкой формулой того, какие важные опорные точки есть в нашем современном мире. Опорные для бытия, для развития вас как личности и т.д. Помимо критического мышления, визуального анализа, автоматического коллажирования и анализа изображений, идет процесс визуализации новых образов и новых идей.

В-третьих, настоящий художник  - это отчасти и философ. Это человек, обладающий критическим мышлением и особой оптикой восприятия. В каком-то смысле этот человек отстраненно наблюдает за процессами, происходящими в реальном мире. С тем, чтобы «высказаться», а не для того, чтобы создать очередной «товар» на потребу дизайнеру или клиенту.

Художник ищет долго и упорно тот язык, ту краску, ту фактуру, те материалы, которые способны отразить его идеи. Его критику и его смыслы. Это длительный поиск и это время. Время не пяти лет и этому не учат в художественных вузах. Это поиск, который основан не на попытках продать, не на попытках создать конъюнктуру. А на честном прямом анализе и поиске материалов. Путь проб и ошибок. И найденное решение становится частью того языка, которым говорит автор. Это уже личное, субъективное. Как писатель, который может знать тысячи слов, прочитать тысячи книг, но писать от себя.

Какие могут быть ориентиры для человека, впервые приобретающего искусство?

Как понять, что перед вами достойная работа и достойный художник? Я считаю так:

  1. Присутствие художника в профсообществах и участие в выставках - обязательно (вы можете отследить это по биографии художника и в интернете).
  2. Высокая активность, а также наличие своего художественного подхода - обязательно. Наличие темы, с которой художник работает. Это может быть тема ресайклинга, тема памяти, что угодно. В любом случае, у каждого художника должна быть (просто обязана быть) своя линия развития, стратегия, путь.
  3. Можно отследить путь эволюции художника, рассмотреть его работы в каком-то временном диапазоне и сравнить «как было» и «как стало», что появилось нового, как художник менялся, как менялся его подход. В таком ракурсе легко понять – а был ли поиск?
  4. Важно также -  ориентирован ли художник только на продажи (плохо) или все же для него важны и другие факторы (хорошо).
  5. Уникальность работ – обязательна! Иногда встречаются варианты, когда художник копирует современников, являясь плохой вторичной копией. Так случилось, к примеру, с работами французской художницы Франсуазы Нилли (ниже - работы ее кисти), которые в 2009 году активно принялись копировать все, кому не лень. Лишь бы продать плохую копию и зацепить внимание неразборчивого покупателя. Это явно не про уникальность.

 

Подводя итог

В арт-мире (как в офлайне, так  и в онлайне) много чрезвычайно слабых работ. Поэтому очень важно отличать искусство от мусора. Элитарное от  фабричного. Уникальное от тиражного. Искусство тем и ценно, что оно уникально. А иногда специально  эпатажно. Но оно никогда не «белое и пушистое». И никогда не мусор, который смешивается с остальным никчемным визуалом, который вы забудете через 5 минут.

Куратор галереи SMART

Горбунова Мария 

Статьи в нашем блоге
Все статьи