Искусство в тандеме или как художники вдвоем создают одну картину?
История знает немало примеров творческих тандемов: Варвара Степанова и Александр Родченко, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Ольга Розанова и Алексей Крученых — эти и многие другие талантливые пары жили вместе, вдохновляли друг друга, но работали и создавали произведения искусства самостоятельно, независимо от партнера.
Но существует и другой вид творческих тандемов. Так, в галерее SMART есть пары художников, которые не только поддерживают и помогают реализации друг друга, но и непосредственно вместе создают художественные произведения. Нам стало интересно подробнее узнать о тонкостях такой работы над картинами, и мы взяли небольшое интервью у Александра и Светланы Рощенко, и Лилии Баласановой и Сергея Колеватых из Студии 30.
Истории художников галереи SMART
Александр и Светлана Рощенко
Молодые художники Александр и Светлана Рощенко из Краснодара вместе создают собственную линию в творчестве. Их работы наполнены природной силой и мощной красотой того места, где они родились, выросли и продолжают жить сейчас.
Этот молодой творческий дуэт создает микс фигуратива и абстрактной экспрессии на одном полотне, а также воплощает проекты, сочетающие детальную академическую работу и концептуальный подход.
О своем стиле художники говорят: «Смешение стилей и эксперименты с техникой – это то, что нас сильно вдохновляет. Мы соединяем традиционную живопись и современные новаторские живописные приемы».
– Как вы пришли к решению работать вместе ?
– Здесь важно начать с самых истоков нашей художественной деятельности. Мы оба получили очень хорошее классическое образование на живописном факультете в Краснодарском Художественном Училище у одного педагога (Александр на два курса старше). Наш преподаватель был художником - монументалистом, поэтому мы с Александром получили одну техническую базу и понимаем друг друга с полуслова. Еще год я проучилась в Санкт-Петербургской академии им. Репина, которая ничего принципиально нового мне не дала, лишь улучшила навык рисования.
Картина «Сирень»
После обучения, уже как самостоятельные художники, мы стали писать картины на волнующие нас темы и снова вместе. Как-то естественно получилось, что в тематике мы тоже не расходились. Сам процесс тогда был прост: каждый писал свою картину на одну тему, но если нужно было мы могли дописывать работы друг друга, потому что стилистика масляной живописи у нас была похожа.
– Как разделяете работу, именно сам процесс в паре? Как организуете?
– Несколько лет мы писали только масляные большие холсты, создали проект «Земля». Его концепцию мы разработали вместе, композицию каждой картины утверждали тоже вдвоем, процесс делили так же как и раньше — четко не разделяя, где чья картина. Бывало, одну картину писали по очереди или в две руки, иногда прописку делал Александр, а проработку я. Среди работ того проекта есть картины, написанные от начала и до конца одним автором, но подписывали мы всегда двумя именами.
Картина «Жатва»
С 2018 года мы начали работу над проектом «Опасный Луг». Именно с него у нас выстроилось четкое разделение процесса и участия каждого в создании совместных работ. В это же время нашим основным материалом стал акрил, с которым удобнее экспериментировать. За время долгой совместной работы мы отметили, что хоть и можем выполнять одни и те же задачи, но есть моменты в работе, которые для каждого из художников предпочтительнее. Например, Александр великолепный «цветовик» и тонкий живописец, цвет – его сила! Я же просто обожаю заниматься проработкой деталей, могу долго и кропотливо работать над картиной любого размера. Таким образом, мы дополняем друг друга, и у нас никогда не возникает споров по поводу творческих задач.
Картина «Луг»
В настоящее время механизм совместной работы отработан до автоматизма. Работа над «Лугами» ведется таким образом: Александр решает какой колорит, фактура и настроение будут у произведения, а я нахожусь рядом и контролирую холст со стороны. Это необходимо особенно когда картина очень большая. Мне нужно помогать Александру распределять композиционные пятна, подавать краску и нужные растения, что необходимо, когда мы работаем с натуры в высокогорных районах Кавказа.
Мой этап работы наступает уже в мастерской, когда определяемся с образом стрелка. Я пишу фигуру и оружие, после чего картина готова!
Работа вдвоем для нас не специально продуманный коммерческий ход, а естественный процесс – мы словно две руки у одного человека.
Студия 30
Художники Лилия Баласанова и Сергей Колеватых — творческий тандем двух сильных и интересных авторов, которые работают вместе на протяжении почти 40 лет, создавая уникальные и цельные работы.
В 2008 году Лилия и Сергей стали именовать себя «Студия 30» после того, когда выставились на Московской ярмарке искусств «Арт Манеж». В тот момент они впервые экспонировали одну крупную совместную работу.
Сегодня Студия 30 — известное имя в мире современного искусства. Лилию и Сергея можно смело назвать пионерами в области цифровых медиа.
Картина «Адам и Ева были здесь»
– Как вы пришли к решению работать вместе?
– Мы учились на одном курсе в Московской текстильной Академии, где познакомились и на втором курсе поженились. Еще во время учебы мы много вместе работали на пленэрах летом и в периоды сессий. В 1981 году начали экспозиционную деятельность. В результате совместной учебы, жизни, путешествий, посещения выставок и так далее у нас сформировались примерно одинаковое творческое мировоззрение и вкусы на художников.
Непосредственно совместная работа над заказами началась после вступления в Союз художников, в одиночку поднять заказ было невозможно. В ходе работы мы проанализировали потенциал друг друга и на основе выводов о сильных сторонах и личностных особенностях каждого начали более грамотно строить работу над общими заказами.
Картина «Transience»
– Как разделяете работу, именно сам процесс в паре? Как организуете?
– Более разных художников, трудно себе представить. У каждого из нас есть индивидуальное видение. У меня всегда была музыкальная абстрактная живопись, Сергей часто совмещал абстракцию и фигуратив.
Объемные построения, тонкие цветовые сочетания и детализация – моя задача. Организация крупных композиционных форм в полотнах, расстановка акцентов на контрастах — задача Сергея.
Драматургия проектов всегда создавалась в совместной работе, в обсуждениях и разделении фронта работ для каждого участника с учетом его талантов, способностей и возможностей, а также личностной характерной манеры. Это позволяет добиться более высокого качественного результата в работе над проектами.
Художники очень органично работают вместе, дополняя друг друга, и их разность в данной ситуации помогает создать цельное, композиционно стройное и в деталях проработанное произведение.
Картина «Материя»
Разрабатывая все новые и новые проектные серии, «Студия 30» апеллирует к темам трансформации и скоростной изменчивости современного мира, рефлексирует над тем, как может восприниматься скачок от аналогового мира к цифровому. Авторы привносят свои футуристические идеи, анализируют проблематику полувиртуальной современности.
В силу совместной работы художники не только обладают интересным, уникальным видением и идейным наполнением, но и очень высоким качеством исполнения работ именно в проработке деталей, той сложной авторской манеры, к которой они пришли ведя многолетнюю совместную работу. Работы Лилии и Сергея напоминают тонкое цифровое полотно-пространство собранное из мириад точек информации, каждая из которых содержит в себе свои данные — мета вселенная с микромиром внутри.
Как выбрать картину самостоятельно?
Даём полезные советы и развиваем
вашу насмотренность!
-
Интервью с художником Михаилом Тихоновым15.09.2024О жизни в Тарусе, творческом союзе с Еленой Утенковой-Тихоновой…Читать далее
-
Интервью с художником Алексеем Чаругиным09.09.2024О поисках собственного стиля, творческом ступоре и "древнерусской…Читать далее