Дата публикации:
30.06.2022
Автор:
Мария Горбунова

Искусство в тандеме или как художники вдвоем создают одну картину?

История знает немало примеров творческих тандемов: Варвара Степанова и Александр Родченко, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Ольга Розанова и Алексей Крученых    эти и многие другие талантливые пары жили вместе, вдохновляли друг друга, но работали и создавали произведения искусства самостоятельно, независимо от партнера.  

Но существует и другой вид творческих тандемов. Так, в галерее SMART есть пары художников, которые не только поддерживают и помогают реализации друг друга, но и непосредственно вместе создают художественные произведения. Нам стало интересно подробнее узнать о тонкостях такой работы над картинами, и мы взяли небольшое интервью у Александра и Светланы Рощенко, и Лилии Баласановой и Сергея Колеватых из Студии 30.

Истории художников галереи SMART

Александр и Светлана Рощенко

художники рощенко

Молодые художники Александр и Светлана Рощенко из Краснодара вместе создают собственную линию в творчестве. Их работы наполнены природной силой и мощной красотой того места, где они родились, выросли и продолжают жить сейчас.

Этот молодой творческий дуэт создает микс фигуратива и абстрактной экспрессии на одном полотне, а также воплощает проекты, сочетающие детальную академическую работу и концептуальный подход.

О своем стиле художники говорят: «Смешение стилей и эксперименты с техникой – это то, что нас сильно вдохновляет. Мы соединяем традиционную живопись и современные новаторские живописные приемы».

Как вы пришли к решению работать вместе ?

Здесь важно начать с самых истоков нашей художественной деятельности. Мы оба получили очень хорошее классическое образование на живописном факультете в Краснодарском Художественном Училище у одного педагога (Александр на два курса старше). Наш преподаватель был художником - монументалистом, поэтому мы с Александром получили одну техническую базу и понимаем друг друга с полуслова. Еще год я проучилась в Санкт-Петербургской академии им. Репина, которая ничего принципиально нового мне не дала, лишь улучшила навык рисования.

Летняя картина с сиреньюКартина «Сирень»

После обучения, уже как самостоятельные художники, мы стали писать картины на волнующие нас темы и снова вместе. Как-то естественно получилось, что в тематике мы тоже не расходились. Сам процесс тогда был прост: каждый писал свою картину на одну тему, но если нужно было мы могли дописывать работы друг друга, потому что стилистика масляной живописи у нас была похожа.

Как разделяете работу, именно сам процесс в паре? Как организуете?

– Несколько лет мы писали только масляные большие холсты, создали проект «Земля». Его концепцию мы разработали вместе, композицию каждой картины утверждали тоже вдвоем, процесс делили так же как и раньше — четко не разделяя, где чья картина. Бывало, одну картину писали по очереди или в две руки, иногда прописку делал Александр, а проработку я. Среди работ того проекта есть картины, написанные от начала и до конца одним автором, но подписывали мы всегда двумя именами.

Вертикальная картина с растениемКартина «Жатва»

С 2018 года мы начали работу над проектом «Опасный Луг». Именно с него у нас выстроилось четкое разделение процесса и участия каждого в создании совместных работ. В это же время нашим основным материалом стал акрил, с которым удобнее экспериментировать. За время долгой совместной работы мы отметили, что хоть и можем выполнять одни и те же задачи, но есть моменты в работе, которые для каждого из художников предпочтительнее. Например, Александр великолепный «цветовик» и тонкий живописец, цвет – его сила! Я же просто обожаю заниматься проработкой деталей, могу долго и кропотливо работать над картиной любого размера. Таким образом, мы дополняем друг друга, и у нас никогда не возникает споров по поводу творческих задач.

Абстрактный пейзажКартина «Луг»

В настоящее время механизм совместной работы отработан до автоматизма. Работа над «Лугами» ведется таким образом:  Александр решает какой колорит, фактура и настроение будут у произведения, а я нахожусь рядом и контролирую холст со стороны. Это необходимо особенно когда картина очень большая. Мне нужно помогать Александру распределять композиционные пятна, подавать краску и нужные растения, что необходимо, когда мы работаем с натуры в высокогорных районах Кавказа. 

Мой этап работы наступает уже в мастерской, когда определяемся с образом стрелка. Я пишу фигуру и оружие, после чего картина готова!

Работа вдвоем для нас не специально продуманный коммерческий ход, а естественный процесс – мы словно две руки у одного человека.

Студия 30

художники студия 30

Художники Лилия Баласанова и Сергей Колеватых творческий тандем двух сильных и интересных авторов, которые работают вместе на протяжении почти 40 лет, создавая уникальные и цельные работы. 

В 2008 году Лилия и Сергей стали именовать себя «Студия 30» после того, когда выставились на Московской ярмарке искусств «Арт Манеж». В тот момент они впервые экспонировали одну крупную совместную работу.

Сегодня Студия 30 известное имя в мире современного искусства. Лилию и Сергея можно смело назвать пионерами в области цифровых медиа. 

Картина со скафандрамиКартина «Адам и Ева были здесь»

– Как вы пришли к решению работать вместе?

Мы учились на одном курсе в Московской текстильной Академии, где познакомились и на втором курсе поженились. Еще во время учебы мы много вместе работали на пленэрах летом и в периоды сессий. В 1981 году начали экспозиционную деятельность. В результате совместной учебы, жизни, путешествий, посещения выставок и так далее у нас сформировались примерно одинаковое творческое мировоззрение и вкусы на художников. 

Непосредственно совместная работа над заказами началась после вступления в Союз художников, в одиночку поднять заказ было невозможно. В ходе работы мы проанализировали потенциал друг друга и на основе выводов о сильных сторонах и личностных особенностях каждого начали более грамотно строить работу над общими заказами.

Абстракция в бежевых тонахКартина «Transience»

Как разделяете работу, именно сам процесс в паре? Как организуете?

Более разных художников, трудно себе представить. У каждого из нас есть индивидуальное видение. У меня всегда была музыкальная абстрактная живопись, Сергей часто совмещал абстракцию и фигуратив.

Объемные построения, тонкие цветовые сочетания и детализация – моя задача. Организация крупных композиционных форм в полотнах, расстановка акцентов на контрастах — задача Сергея. 

Драматургия проектов всегда создавалась в совместной работе, в обсуждениях и разделении фронта работ для каждого участника с учетом его талантов, способностей и возможностей, а также личностной характерной манеры. Это позволяет добиться более высокого качественного результата в работе над проектами. 

Художники очень органично работают вместе, дополняя друг друга, и их разность в данной ситуации помогает создать цельное, композиционно стройное и в деталях проработанное произведение.

Бежевая абстракция с темными элементамиКартина «Материя»

Разрабатывая все новые и новые проектные серии, «Студия 30»  апеллирует  к темам трансформации и скоростной изменчивости современного мира, рефлексирует над тем, как  может восприниматься скачок от аналогового мира к цифровому. Авторы привносят свои футуристические идеи, анализируют  проблематику полувиртуальной современности. 

В силу совместной работы художники не только обладают интересным, уникальным видением и идейным наполнением, но и очень высоким качеством исполнения работ именно в проработке деталей, той сложной авторской манеры, к которой они пришли ведя многолетнюю совместную работу. Работы Лилии и Сергея напоминают тонкое цифровое полотно-пространство собранное из мириад точек информации, каждая из которых содержит в себе свои данные мета вселенная с микромиром внутри.

Статьи в нашем блоге
Все статьи