Дата публикации:
14.08.2023
Автор:
Горбунова Мария

Как найти стабильность в меняющемся мире? Как искусство может в этом помочь?

Мир в глобальном контексте за всю историю человечества никогда не был стабильным. Скорее, стабильность – это критерий, характеризующий краткосрочный период в отдельно взятом регионе, который уравновешивается нестабильностью в других регионах или в другие периоды. И во все времена человечеству вообще и конкретному человеку в частности приходилось искать внутренние ресурсы, внутренние точки опоры, которые помогали преодолевать сложности турбулентного периода. Поговорим о том, где взять эту опору и причем здесь искусство.

Искусство не для всех. Искусство для меня - какое оно?

Для каждого из нас есть свое искусство. Если нам жизненно важно рационализировать наши желания, находить четкие и понятные схемы, то мы можем выбирать концептуальное искусство.

отражения виктор пивоваров"Отражения". 1965–1966. Холст, масло. 105,5×139,5 см. Виктор Пивоваров. Государственная Третьяковская галерея

Если мы рассуждаем на уровне образов, которые нам то и дело подбрасывает жизнь в снах, новых знакомствах, местах,  то здесь мы можем обратиться к миру сюрреалистов.

голконда"Голконда". 1953г. Холст, масло. Рене Магритт. Коллекция Менил, Хьюстон (США)

В ситуации,когда мы находимся в эпицентре страстей и эмоциональных реакций  мы можем найти отклик в работах экспрессионистов.

ребенок"Больной ребенок", 1896. Холст, масло. Эдвард Мунк 

Если же наш мир солнечный и безмятежный, в котором существует только светлая сторона, и  простота жизни окутывает нас, то мир импрессионистов будет нам родным и близким.

стог сена клод моне"Стог сена в Живерни", 1886. Холст, масло. Клод Моне

Существует бесконечное количество направлений и идей, которые помогают  нам визуализировать свое состояние, свои запросы. Нам бывает проще найти отклик на мысль, которую мы не можем выразить словами, но при этом склонны уловить отражение внутреннего образа (из нашего подсознания) в произведении художника. Возможно, это окажется современное произведение искусства, а быть может - картина, наполненная  классическими идеями и образами.

Глобально современную мировую  культуру можно сравнить с разбитым зеркалом (как это делают философы-постмодернисты),  в котором вечные идеи находят новое воплощение и формы. Или  с паутиной, которая имеет огромное количество ответвлений и разные пути развития в современной структуре идей. Поэтому поиски СВОЕГО искусства, которое помогает найти внутреннюю точку опоры внутри себя – это бесконечно долгое и бесконечно интересное путешествие.

Два полярных мира. К какому из них вы причислите себя?

Для начала легкий и краткий экскурс в историю.  Мы отправимся в Древнюю Грецию 6 века до нашей эры. Именно здесь последовательно зарождались мировоззрения, сформировавшие культурную основу. Речь пойдет о мифологических богах  Аполлоне и Дионисе,  которые символизируют полярные типы мировоззрения,  фомируя тем самым  2 типа  культуры.

1.Жизнь по-аполлоновски

Изначально древние греки (6в.до н.э.) воспринимали жизнь по-аполлоновски, наполняя ее гармонией, радостью, весельем, праздником. Такой взгляд присущ ребенку, который еще не знает о существовании смерти, жизненных трудностей, не осознает горя утраты, не сталкивался с болезнью и т.д. 

Это открытый взгляд на мир, который мог быть взглядом поэта или художника, если это его жизненное кредо. Любимый образ ранних греков того периода -  это изображение безмятежно плывушего героя,  не знающего горя  и конечно, наш герой окружен бесконечным морем жизни. Образ Аполлона несет в себе поэтическое , чувственно-возвышенное  начало и созвучен женской природе.

2.Дионисийский культ

Дионис олицетворяет трагическую сторону человеческого бытия, привносит оттенок драматичности. С его появлением приходит понимание тщетности человеческого бытия. 

Культ Диониса несет в себе неистовую силу природных инстинктов, разнузданность. Через культ Диониса было введено понятие катарсиса. Дионис – бог, вечно умирающий осенью и воскресающий весной. Трагедия как жанр была рождена именно из дионисийского культа.

Аполлон и Дионис ярко и полно воплощают два  противоположных мироощущения, которые мы можем уловить в разных художественных произведениях.

Приведу пример из литературы. Например, светлая поэзия А.С. Пушкина отчасти несет в себе аполлоническое мировоззрение.  Н.В.Гоголь и М.Ю Лермонтов, напротив, в своих произведениях отражают дионисийское мировоззрение.

Таким образом, оба бога (Аполлон и Дионис) дарили радость каждый на своем уровне. Аполлон был символом спокойствия  безмятежности, а Дионис дарил тяжелую дикую плотскую радость с последующим ощущением тяжелого похмелья.

Учтем, что эти полярности условны и существует масса других точек зрения. Но мы прибегаем к культам Апполона и Диониса, чтобы посмотреть на искусство через призму этих двух мощных сил.

Восприятие одинаковых объектов/событий разными людьми 

Предлагаем использовать оптику мировоззрения древних греков для поиска необходимого эмоционального состояния, которым бы  вы хотели окружить себя и наполнить им свою жизнь. Ведь одни и те же объекты и события могут вызывать у разных людей разные эмоции и мысли. 

Возьмем, к примеру, море, морскую стихию. Чем не турбулентность? И посмотрим на работы двух авторов - Ивана Айвазовского и Уильяма Тёрнера.

В работах Ивана Айвазовского очень много света и прозрачности.

айвазовский среди волн"Среди волн", 1898 год. Иван Айвазовский. Картинная галерея г.Феодосия

По легенде маэстро писал картины в белых перчатках. Будучи по природе очень дисциплинированным, он сохранял свой идеальный образ, даже работая над огромными форматами. Мастер был педантичен и точен, никогда  не терял самоконтроля. На мой взгляд, его работы пронизаны надеждой и светлым настроением. Можно утверждать,что Ивану Айвазовскому было ближе аполлоническое мировоззрение. Его работы создают соответствующее настроение.

На другой стороне нашей воображаемой шкалы  - живопись Уильяма Тёрнера.

уильям тернер"Похороны в море", 1842 г. Уильям Тёрнер

В его работах много экспрессии и неистовой силы духа. Маэстро также обожал тему моря и красоту морских просторов. Живопись Тернера содержит в себе  мощный накал страстей, игру света и тени. Даже если картина в целом светлая, в ней присутствует настроение противостояния, борьбы за счет экспрессивной живописной  манеры и цветового контраста. По легенде, маэстро делал прекрасные акварели и даже использовал нож для бумаги, чтобы кое-где процарапать лист, для создания необходимых резких штрихов, которые были акцентами в его работах. Это могли быть детали парусных кораблей или блики на горизонте морского пейзажа. В работах этого художника присутствует ощущение надвигающейся бури или неизбежного конфликта-борьбы. Образец дионисийского мировоззрения. Для некоторых людей - это тоже необходимый ресурс.

Подумайте/почувствуйте - что дает ресурс именно вам?

Разные направления живописи как проводники разных мировоззрений

Можно также рассмотреть по эмоциональному контексту различные направления в искусстве. Например, возьмем символизм (в живописи его называют постимпрессионизмом) и противопоставим его импрессионизму.  

Художники – символисты вдохновлялись библейскими сюжетами, поэзией и литературой. Они использовали образы, превращая их в символы, чтобы донести серьезные философские идеи, рассуждая о том, что находится за гранью материального мира. Это был период декаданса, период упадка и разочарования, поэтому для художников было важно найти для себя точку опоры. В кризисное время, когда многое становится бессмысленным, необходимо переосмысление старых понятий. Художники задавались вопросами о том, что есть свобода, любовь, семья, искали ответ на эти вопросы, используя свое творчество. К символистам относятся такие великие художники как Густав Климт, Михаил Врубель, Одиль Редон, Джеймс Энсор и другие.

музыка густав климт"Музыка", 1895. Холст, масло. Густав Климт

Что касается импрессионистов - в основе творческого кредо художников этого направления было неутомимое желание уловить суть момента и  его чувственную сторону. Импрессионисты стремились отразить малейшие изменения в атмосфере пейзажа или портрета, связать это с изменением свето-теневого рисунка в пространстве картины, а также настроением. Мгновение и пульс жизни - в центре внимания.. Свет и цвет были неотъемлемой частью в работах импрессионистов. Мазки, словно мозаичное панно, россыпью отражали мажорное настроение и радость жизни. Эти работы отражают светлую сторону жизни, красоту природы, наслаждение дорогим моментом, ценность каждой минуты.

ирисы в саду клод моне"Ирисы в саду Моне". Холст,масло. Клод Моне

Таким образом, мы можем найти нужные нам эмоции и мысли в картинах художников прошлого и настоящего. Понимая, какой подход нам ближе - аполлонический или дионисийский.

Какова роль искусства в поисках ответа ?

Искусство подобно психоанализу – оно формализует страхи человечества, рационализирует их и дает свои способы опор и защит от тревог и страхов. Каждый отдельный период в истории искусства дает свои собственные концепты и помогает анализировать ситуацию сейчас.

Когда мы можем визуализировать свои страхи, выразить их, поговорить о них мы уже на пути к решению. Называя свой страх, мы сможем понять как решить проблему, какие методы и способы решения подойдут именно для нас в данном ситуативном контексте. 

Как пример - покажу, как работают со сложными состояниями современные художники.

воздух михаил кабан-петров «Воздух» (из серии "Отверстия"). Михаил Кабан-Петров

В серии работ «Отверстия» художник Михаил Кабан-Петров репрезентует субстанцию времени, указывая на его тягучесть, плотность и относительность. Попытка показать нематериальное и раскрыть иную сторону бытия, где все растворено в потоке мысли и фигуративной материальности уже нет места. Акцентами в работах служат те самые «отверстия», которые накапливают смыслы и впечатления.  Живописные полотна художника через емкие символы погружают зрителя в состояние медитативного размышления о глубинном. Поиск баланса, тишины, поиск вечного. Размышления о том, что является неизменным и важным для каждого из нас. О мире трансцендентном (выходящем за пределы чувственного опыта).

В момент подобного размышления человек становится частью вневременного пространства, в котором отсутствует материальный обьект и царит идея о бренности мирского и о важности того самого глубинного морального «Я».

исчезновение образа кошляков"Исчезновение образа", 2011г. Валерий Кошляков

В качестве другого примера покажем современные произведения искусства, в которых нашли отражения идеи переосмысления античности. Например, работы Валерия Кошлякова, который является одним из самых востребованных современных российских художников. Художник использует архаичные образы, античную архитектуру. Картины Валерия Кошлякова наполнены  таинственной туманно-зыбкой атмосферой, вы словно созерцаете пространство через толщу времени.

Художник предлагает зрителю ощутить себя вне времени и сместить фокус внимания на трансформацию идей, которые произошли со сменой цивилизаций. Здесь речь идет о состоянии созерцания и размышления над вопросами о природе времени, о быстротечности человеческого бытия.

Еще один хороший пример - серия работ художника Рябчикова Владимира под названием Античные головы (кстати, работы этого автора можно найти в на сайте нашей галереи).

античная голова рябчиковКартина "Античная голова", художник Рябчиков Владимир

Художник обращается к древнегреческим  образам, погружаясь в глубину археологии с целью переосмысления глубинной памяти, с тем,чтобы вновь поговорить о том, что безвозвратно утеряно. Цитата автора :

«Я сознательно беру узнаваемые образы, которые известны всему миру. Имена тех великих скульпторов звучат мощно и торжественно – Пракситель, Лисипп, Леохар, Мирон, Поликлет, Скопас… Это совершенно другой мир, иное сознание, уже не постижимое отношение к окружающему. Мы сейчас видим жалкие остатки той цивилизации, то, что откопано и выставлено в музеях, это крохи, дошедшие до нас. Но потрясает уровень мастерства, осознанности, погружения в тему, в суть вещей.

Когда достают из земли очередную голову, которая когда-то была сначала кем-то задумана, потом сделана, которая помнит тепло рук скульптора и, возможно, стояла статуей на площади, потом была сброшена и вдавлена в грунт какой-то силой, но дошла до нас…В этом есть что-то мистическое, что-то жизнеопределяющее, глубинное».

Подводя итог всему сказанному - изучайте искусство, читайте, смотрите! Находите то, что отзывается у вас внутри. Изучайте глубже творчество тех художников, чье мировоззрение вам ближе. Это и есть ключ к обретению баланса.

 

Статьи в нашем блоге
Все статьи