Картины современных художников России

Может ли картина быть отражением национальной культуры? Ведь глобализация и доступность информации сильно влияют на культуру – по миру свободно перемещаются люди и знания, причем не только о настоящем, но и далеком прошлом.

Приметы российской живописи

Куратор нашей галереи Горбунова Мария больше пяти лет проживает в Бельгии и имеет возможность сравнить работы российских и европейских авторов. Вот что она отмечает про современные картины в России.

Мощная школа академического рисунка

Это, пожалуй, самая яркая примета. Современные художники нашей страны мастерски владеют техникой рисунка, который, даже если изменен, всегда отталкивается от реальной формы и понимания светотени.

В России среди художников-профессионалов трудно встретить тех, кто не получил академического художественного образования. Например, авторы картин выше закончили следующие образовательные учреждения:

  • Екатерина Чиненова - Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова;
  • Виктор Пономаренко - Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина при Российской Академии Художеств;
  • Отец и сын Юрий Григорян - Московский художественный институт имени В. И. Сурикова;
  • Михаил Тихонов - Московский художественный институт им. В.И.Сурикова.

Это те художники, которые и по сей день пишут объектную живопись в разных техниках (масло, акрил, смешанная техника). Но и у авторов абстракций в резюме крепкое академическое образование.

У вас могут возникнуть сомнения насчет реалистичности картин “Фигура в шляпе” М. Тихонова и “Кормилица” Ю. Григоряна. Разве они изображены реалистично? Да. Как бы ни стремилась к абстракции живопись М. Тихонова, не возникает сомнения в том, что фигура на полотне построена правильно. Об этом говорят подчеркивающие особенности тела линии (обратите внимание на лопатки, правую руку) и цветные пятна. Как бы не были упрощены формы на картине “Кормилица”, мы ни на мгновение не сомневаемся в верных пропорциях тела.

Объектный подход к абстракции

Наши российские художники основываются либо на деконструкции реальности, либо на ее искажении. Кроме того, среди абстрактных работ российских художников много геометрической абстракции, которая отталкивается, в том числе, от геометрических конструкций конструктивизма.

Можно сказать, что школа русского авангарда у русских художников в крови. Построение мира с помощью цветных геометрических фигур или приведение реального мира к этой, условно, схеме. В примерах выше отметим Алексея Сперанского. Он, кстати, также заканчивал Московский государственный академический художественный институт им.В.И.Сурикова. В абстрактных работах Алексея часто присутствует геометрия.

Интересен его собственный комментарий к картине “Genesis” из серии “Сплетения”.

"Думаю, что человек в каком-то аспекте состоит из вертикали (высшие устремления, дух, интеллект, попытка постичь непознаваемое) и горизонтали (материальная жизнь - земные дела, карьера, физическое тело). Эти два вектора, горизонталь и вертикаль, - универсальны и графически образуют крест. В этой работе, мы и видим вырастание по диагонали и переплетение этих крестов из условного «прошлого», в условное “настоящее - будущее”. Хотя, каждый смотрящий, конечно, волен видеть там, что-то свое."

Не все работы российских художников представляют собой линейную абстракцию. Мы говорим про общее направление, про способ видения и отражения мира художником и приводим наиболее "контрастные" примеры.

Возвращаясь к сравнению европейской и российской абстракции, хотим отметить, что первая тяготеет к минимализму, лирическому направлению, которое характеризуется быстрым исполнением и отсутствием намеков на реальный мир. Художник заранее не продумывает свои действия и работают большей частью интуитивно. Что, конечно же, не отменяет эмоциональности работ наших художников.

Близкая к природной цветовая палитра

Российские художники не склонны использовать “дикие” сочетания цветов при создании своих работ. Палитра в основном состоит из красок природных оттенков.

Философское содержание

Содержание работ российских художников отталкивается от экзистенциальных размышлений, рефлексии (самопознания, анализа своих состояний, поведения), тематически работы претендуют на монументальность. Расскажем подробнее на примере творчества двух наших художников:

Михаил Кабан-Петров

Работы художника о духовном поиске, одиночестве каждого из нас, концентрации на простых вещах и понимании мира, как большое в малом. Они - о «несовершенстве» человеческого существа и о пути, который каждый из нас проходит, преодолевая себя раз за разом, оказываясь ближе к себе настоящему без социальных ролей, масок и придуманных «Я».

Картины Кабан-Петрова Михала очень лаконичны - хлеб, яблоко, бумажный кораблик. Нет смысла их описывать. В восприятии такой живописи важны собственные ассоциации и ощущения зрителя. В основе - мир вещей, но суть - в духовном поиске человека.

Например, на картине выше “Красная рубаха” изображена традиционная русская мужская одежда. Необычен способ ее изображения, она будто парит, освещенная пламенем. Полотно дробится на прямоугольник и квадрат с еще одним квадратом внутри. Это символ перекрестия - пересечение горизонтального (земного) и духовного (вертикального). Кроме того, важен цвет. Красный метафизически символизирует перерождение, переход человеческого духа в другое состояние.

У нас есть целая статья, посвященная творчеству этого художника.

Ривка Беларева

Приведем в пример еще одну философскую по содержанию работу - картину “Мир” Ривки Беларевой.

Эта работа - совмещение абстрактного и фигуративного. Мы видим фигуру смеющегося мальчика. Ощущение внутренней улыбки наполняет работу. Из этой атмосферы возникает образ своей планеты, как в книге А. Д. Экзюпери "Маленький принц". Мальчик и его собственная планета. Мир, автором которого он является. Этот образ - формула накопленного по мере взросления человека индивидуального опыта.

Так чем же может быть привлекательна наша живопись?

На наш взгляд, в ней есть душа. Она эмоциональна. Она останавливает и сразу начинает разговор на “ты”, как близкий и давно знакомый друг.  Это часть нашей культуры и ее примета. И она интересна миру. Об этом свидетельствует широкая география присутствия работ художников нашей галереи в музейных и частных коллекциях.

  • Живопись М. Тихонова, кроме крупных российских музеев, представлена в картинной галереи итальянского города Витербо, а также в частных собраниях России, Европы, США, Японии.
  • Работы М. Кабана-Петрова находятся в частных коллекциях в России, Германии, Англии, США, Японии.
  • Картины А. Сперанского - в частных коллекциях России, США (в т. ч. коллекция С. Сталлоне), Англии, Финляндии, некоторых стран восточной Европы.

И мы уверены, что география будет расширяться!

Наш сайт является наиболее полным каталогом современных картин галереи, которые можно приобрести. Для формирования подборки по определенным критериям, пользуйтесь фильтрами или пишите нам через форму ниже! Мы обязательно поможем!