Казимир Малевич и Черный квадрат. Понять и...
Казимир Малевич, известный всем как автор «Черного квадрата», загадку которого до сих пор пытаются решить многие из нас, - величайший и загадочный художник начала XX века. Черный квадрат не дает покоя ни обывателям, ни научным сотрудникам Третьяковки.
Кто же он – Казимир Малевич? Безусловно, он был интуитивным художником, обладающим даром убеждения. Человек-космополит с задатками беспокойного гения, который был абсолютно уверен в том, что он вот-вот уже изобретет что-то до сих пор невиданное. Рассматривая творческий путь художника можно заметить его присутствие в различных художественных группировках, известных своей радикальностью и жаждой эксперимента. Например, группа «Бубновый Валет», после нее случилась группа «Ослиный хвост» в сотрудничестве с Ларионовым.
Малевич дружил с художницей Натальей Гончаровой, которая, безусловно, на него повлияла. Согласно искусствоведческим исследованиям, рождению цикла портретов крестьян, ставших всемирно известными, Казимир Малевич обязан именно Наталье Гончаровой. Именно Гончарова «заразила» Малевича интересом к теме фольклора и наивного искусства.
К.Малевич . Голова Крестьянина.
В 1910 году на территории культуры существовали различные «-измы», которые сосуществовали параллельно друг другу. В Европе был кубизм и футуризм, в России были кубо-футуристы и Малевич. Что же все-таки происходило в то время?
На тот момент шли беседы о новом отношении к предметности в живописи, фор-мировался новый подход к композиции и цвету. Футуристы говорили о том, что наступает новая эпоха - эпоха технологий и новых открытий в науке и медицине. Предчувствуя это, они создавали живопись, которая всей своей энергией была устремлена в будущее. Кубисты, в свою очередь, работали с плоскостью, пытаясь создать монтаж множества ракурсов и сломать привычный порядок вещей и построений, экспериментируя с формами и геометрией образов и символов. В России на тот момент происходило слияние кубизма и футуризма.
В 1913 появляется кубо-футуризм Малевича с намеками на то, что необходимо отказаться от прямолинейного созерцания предметов при свете солнца. В одном из своих трактатов К.Малевич пишет о том, что наша привычка видеть и замечать предметы только тогда, когда они освещены солнечным светом, является пагубной. Если молоко в бутылке, то это молоко. А молоко ли оно само по себе? Нам сложно это воспринять. Именно в этот период Малевич предлагал отказаться от рационализма и использовать иррациональный способ рассмотрения мира. Отказаться от предметности.
«Искусство материализма есть идея дикаря - стремление к передаче видимого, но не создание новой формы».
Казимир Малчевич.
Первые эксперименты Малевича
Игра художника со смыслами, скорее, напоминала сюрреализм.
К.Малевич «Корова и скрипка» 1915г.
Образ скрипки как смысловую опору часто использовали в своих композициях Пабло Пикассо и Жорж Брак, которые были основателями кубизма. Жорж Брак рассуждал о материализации нового пространства. Художник был сконцентрирован на работе с натюрмортом как с базовой натурной вещественностью. Его также интересовалсвет как аспект пространства.
В свою очередь, Малевич разместил поверх скрипки корову, как бы намекая на противопоставление правил и канонов той самой предметности и новой вещественности. Сочетание изображений коровы и скрипки можно трактовать как вызов мещанскому мировоззрению, обыденному восприятию вещей и нежеланию заглянуть в глубину.
К.Малевич «Композиция с Джокондой» 1915-1916гг.
В 1915г. в Петрограде, Малевич и другие живописцы-экспериментаторы обьединились с целью создания новой яркой выставки. Выставка «Трамвай В» отражала манифесты художественного сообщества об иррациональном, сверхлогическом в поле искусства. Полотна художников были переполненны иронией и абсурдом. Художники и поэты продолжали атаковать общественное мнение о «правильном искусстве», раздавая «пощечины» общественному вкусу.
Среди 15-ти выставленных Малевичем работ одна из наиболее интересных – «Композиция с Джокондой (Частичное затмение)». Критики истории искусства сходятся на том, что именно эта работа отражает рождение супрематической идеи. Белое пространство, геометрические фигуры, необыкновенная глубина, которая достигается художником посредством грамотной работы с цветом (локальным, но при этом очень динамичным). Также все формы абсолютно никак не привязаны к реальной ситуации. Лишь только две фразы сигнализируют какие-то смыслы – фраза «Частичное затмение» и газетная вырезка с фрагментом «передается квартира» с единственным пояснением - «в Москве» .
В начале 1910г. «Мона Лиза» была похищена из Лувра неизвестным, который хотел вернуть ее на родину. Этот курьез возвел картину Леонардо Да Винчи в статус поп-иконы и сделал ее образ актуальным. В контексте картины Малевича «Мона Лиза» отражает и несет на себе символику старого искусства. И да - Мона Лиза перечеркнута художником.
«Искусство всегда строило свой мир, и в том, что в его мире находили себе квартиру другие идеи, оно невиновно, дупло в дереве вовсе не предназначено для птичьего гнезда...» (К.Малевич)
«Победа над Солнцем». Казимир Малевич и театр
В 1913 году Казимир Малевич и его окружение решили предствить миру новую форму искусства. Это был футуристический спектакль «Победа над Солнцем». Над футуристическим спектаклем-оперой авторства поэта Алексея Кручёных работали Михаил Матюшин и Казимир Малевич. Постановка должна была явить собой олицетворение синтетических искусств. Сочетать в себе театр, музыку, живопись и танец, чтобы усилить обшее впечатление от воспринятого зрителем. Стать так называемым тотальным объединенным искусством.
Нам же интересны созданные Малевичем костюмы к этой постановке. Они совершенно точно стояли особнякомот всего, что создавалось в те годы, и были абсолютно новаторскими. «Победа над Солнцем» стала одной из наиболее провокационных и нестандартных постановок XX века.
К. Малевич Эскизы костюмов к опере «Победа над Солнцем»
Костюмы несли в себе идею «новой телесности». Малевич говорит о том, что отныне предметы не имеют значения для искусства. Ключевым элементом становится цвет. Также художник подчеркивал в своих высказываниях идею очищения цвета от предметности.
К чему же вел философ-Малевич? Речь шла о цвете как о самостоятельном и полноценном источнике выражения идей и высказываний для художника.
К. Малевич Эскиз костюма Будетлянского силача к опере «Победа над Солнцем»
«Победа над Солнцем» манифестировала и предвещала неминуемые изменения в мире будушего и в мире искусства – разумеется, с условием отказа от старых устоев и правил.
Рождение супрематизма
Ключевой датой также считается конец мая 1915г. В этот период появляется новое понятие – «беспредметность». Художник предвидел появление черного квадрата как точку отсчета для нового течения - супрематизма. Художник в своих размышлениях приходит к идее опоры для своих новаторских идей. Такой точкой стал Черный квадрат, он стал олицетворением инновационного искусства для художника. Итак, с 1915 года Казимир Малевич начинает открыто пропагандировать «супрематизм» как отдельное направление ввиду предстоящей выставки, которая должна была презентовать Новое искусство Малевича. Через 3 года, а именно в 1918 году, состоялась легендарная выставка «0,10».
В своих рассуждениях и многочисленных высказываниях художник провозглашал квадрат самой главной формой супрематизма. Эта форма, по мнению художника, порождает остальные фигуры. Квадрат, вибрируя, делится, две его половины сдвигаются и создают Крестообразную плоскость. (выглядит как крест в триптихе).
Триптих К.Малевича: «Черный крест», «Черный квадрат» и «Черный круг».
Казимир Малевич и его школа
Казимир Малевич был человеком сильной харизмы, с задатками пророка и проповедника от искусства. Именно поэтому для него важно было организоватьсвою собственную школу. По дневниковым данным в октябре 1919г. он уехал в Витебск.
«Малевич в начале октября 1919 года уехал в Витебск, туда его перетянул Лисицкий, обещав устроить его там хорошо в смысле продовольствия, квартиры теплой и возможности издавать его брошюры» [из дневников В. Степановой / Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания]
К тому же. ученики могли идейно поддержать мастера, а также распространить его идеи дальше и шире, отразив их в своих картинах, обьектах, дизайне книг и т.д. В 1920 г. в Витебске была организована школа Малевича УНОВИС. Учениками Казимира Малевича были такие ныне известные художники, как Эль Лисицкий, Николай Суетин, Михаил Векслер, Илья Чашник и др. УНОВИС дословно можно расшифровать как утвердители нового искусства.
УНОВИС 1922г. Витебск
Главные программные труды Казимира Малевича - это книги:
- «От кубизма и футуризма к супрематизму»,
- «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика»
- и, конечно же, собрание сочинений мастера в пяти томах под названием «Мир как беспредметность или вечный покой».
Неистовый и радикальный художник и философ – Казимир Малевич остается одной из самых значимых фигур в истории искусства как создатель нового направления супрематизма и как основатель теории дизайна. Его значение невозможно переоценить и тем ценнее для нас будет его "Черный квадрат", который до сих пор не дает покоя простым смертным. Я надеюсь, моя статья сколько-нибудь поможет новичкам проникнуться идеями Мастера и хотя бы отчасти понять и полюбить его искусство.
Как выбрать картину самостоятельно?
Даём полезные советы и развиваем
вашу насмотренность!
-
Прованс в премиальном интерьере. Как подобрать картины?22.09.2024Особенности стиля в премиальном сегменте. Выбираем картины.Читать далее