Дата публикации:
15.07.2022
Автор:
Горбунова Мария

Быть художником – это работа?

«Художник – это тот, кто ищет. Это тот, кто не перестает искать. Если вы останавливаетесь, то, скорее всего, вы станете просто хорошим мастеровым, но при этом художником вы уже не будете» (Алексей Сперанский, художник галереи SMART).

«У вас прекрасные работы, просто замечательные. Но все же, а какая у вас «нормальная работа»? С подобными вопросами, наверное, хоть раз в жизни сталкивался каждый художник. 

Люди, которые не связаны с миром искусства, часто имеют отдаленное представление о том, как и чем живут творческие люди. «Рождаются» с кисточкой и красками или усердной работой развивают свои способности на протяжении всей жизни? Дожидаются вдохновения перед тем, как подойти к мольберту, или работают ежедневно, как офисные сотрудники, независимо от настроя? 

Мы решили рассказать читателям о том, что такое для художников «писать картины», и задали авторам галереи SMART несколько вопросов на эту тему.

Абстракция в студии

Интервью с художниками

Как пришли к живописи?

Дмитрий Стрелков: «Вопрос выбора пути в жизни для меня не стоял. Уже в процессе обучения в Краснопресненской художественной школе вдруг в одночасье пришло понимание, что я хочу быть художником. Другие альтернативы я для себя не рассматривал. Правда, последовав совету своего преподавателя из художественной школы, я получил художественное образование на художественно-графическом факультете МГПИ им. Ленина, тем самым приобретя ещё и профессию преподавателя изобразительного искусства, а также, благодаря универсальности образования, массу дополнительных прикладных художественных навыков. Это позволило в непростые 90-е подрабатывать дизайнером, иметь стабильный доход, а главное, заниматься развитием себя как художника, поиском и дальнейшим совершенствованием своего индивидуального стиля».

Художница Дария Афанасьева

Дария Афанасьева: «Я посещала художественную школу, балетные классы и занималась музыкой. В силу жизненных обстоятельств  балет и музыкальную школу пришлось оставить. В итоге я успешно закончила художественную школу и далее уже пошла в этом направлении». 

Алла Полковниченко: «Я начала заниматься живописью поздно, лет в 14. Вообще это было единственное занятие, которое мне нравилось, и в котором ничего не понимали мои родственники, и не могли затюкать тем, как надо делать, в отличие от того, как я делаю не так. В общем, это стал такой спасительный домик, в котором я могла делать что хочу и как хочу, в котором мне хорошо и комфортно, и до сих пор им и остается».

 

Быть художником — это работа?

Художник Дмитрий Стрелков

Дмитрий Стрелков: «Для меня лично занятия изобразительным искусством — это труд. Если ты профессионально этим занимаешься, то нужна самодисциплина. Приходить каждый день в мастерскую и работать, а не ждать вдохновения. Профессионализм это другая степень ответственности перед самим собой и в высоком смысле перед Создателем! Надо постоянно ставить себе все новые и новые задачи и искать пути для их выполнения. Это большой интеллектуальный и эмоциональный труд, требующий ежедневной работы не только над своими холстами, но и над самим собой!»

Дария Афанасьева: «Да, художник — это работа, и в том числе, работа над самим собой.  Сегодня мало быть просто художником, ещё приходится быть менеджером, продавцом и организатором. Кроме того, художнику важно не застывать на месте: постоянно исследовать новые темы, пробовать новые техники и развиваться в сферах, не связанных с искусством».

Алла Полковниченко: «Художник — это работа. Ежедневный тяжёлый труд, интеллектуальный и физический».

 

Что важнее в становлении художника: образование или талант?

Художница Алла Полковниченко

Алла Полковниченко: «Образование или талант сама постановка вопроса изначально неверная. Что нужно для оливье? Что важнее яйца, картошка, горошек, колбаса? Нужно все и ещё столько же всего, но другого. В моем понимании, одно без другого очень сомнительные вещи, но и наличие обоих компонентов ничего не даёт и не гарантирует».

Дмитрий Стрелков: «Если расставлять приоритеты, то, мне кажется, талант важнее образования. Он даёт вектор развития, индивидуальность, эмоциональность и глубину. Примером тому могут служить наивные художники, которые благодаря своему таланту обладают такой степенью выразительности и индивидуальностью, что это, несомненно, выделяет их. С другой стороны, нет ничего скучнее, когда человек, получив отличное художественное образование, остается обычным ремесленником, просто бесконечно эксплуатируя полученные в процессе учебы художественные навыки и приемы. Задача художника это найти свое собственное Я, переосмыслить весь багаж знаний и навыков, полученных в процессе образования, и выработать художественный язык, позволяющий максимально раскрыть свою индивидуальность!»

Дария Афанасьева: «В моем понимании, при наличии таланта у творческого человека всегда возникает потребность в его реализации. Если талантливому художнику попадается гениальный преподаватель, то это, конечно, win-win. 

Но я считаю,что талантливый художник способен развиваться самостоятельно и таких примеров в истории искусства много: Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри Руссо, Фрида Кало, Жан-Мишель Баския и другие авторы, работы которых сейчас стоят миллионы долларов. И дело даже не в цене, а в самих картинах. Мне посчастливилось видеть некоторые из них вживую и это непередаваемые ощущения! Энергетика!

Бесталанного человека можно научить изображать что-либо, привить навыки рисования, но его работы будут отражать только тот факт, что он обладает определенными умениями и техникой».

Подводя итог этого небольшого интервью, можно сделать вывод о том, что художники такие же разные, как и люди других профессий: для кого-то творческий путь предопределен с рождения, а другие, однажды случайно соприкоснувшись с миром искусства, решают связать с ним жизнь. При этом независимо от того, как человек становится художником и что для него значит писать картины, создание настоящих произведений искусства это всегда сочетание художественного мастерства, интеллекта и смелости.

Статьи в нашем блоге
Все статьи