Кто покупает искусство? От фараонов до наших дней
На классическое искусство принято смотреть в музеях и галереях, но когда-то оно было частью товарно-рыночных отношений и служило заработком для художников. В свою очередь, современное искусство сегодня можно встретить как в выставочных экспозициях, так и в частных коллекциях.
Какие картины пользовались спросом в разные периоды истории, кто являлся основным заказчиком и что оказывало влияние на спрос и предложение - рассказывает куратор галереи, искусствовед Горбунова Мария.
С чего все началось?
Сцена из «Книги мертвых», папирус, период Нового Царства (1550—1069 годы до н. э.)
Начнем экскурс в историю арт-рынка с Древнего Египта, где еще до появления Европейской цивилизации существовала высокоразвитая культура. В те времена искусство было призвано укреплять власть и подчеркивать единство государства, а главным заказчиком был фараон.
Культ фараона нашел свое отражение в искусстве древних египтян в виде саркофагов, сфинксов, надгробий, рельефов, росписей, ювелирных украшений и так далее. Многие из этих произведений искусства дошли до наших дней и мы можем их наблюдать в коллекциях крупных мировых музеев.
Европейский арт-рынок
Средневековье
Перенесемся из Древнего Египта в раннее Средневековье. В этот период возросло количество народов, участвующих в создании художественных произведений, а развитие феодальных общественных отношений способствовало образованию новых точек развития культуры.
Итальянская средневековая фреска
Основным заказчиком произведений искусства в Средние века выступала церковь, поэтому в живописи преобладали библейские сюжеты, развивалась иконопись и фреска. Хранителями художественных традиций были монастыри. Книжная иллюстрация была настоящим произведением искусства. По сути, красота служила источником веры: чтобы верить, нужно восхищаться.
Благодаря искусству художники получили славу и покровительство власти. Идеалом искусства в этот период становится правдивость изображения, большое внимание уделяется нюансам и деталям.
Эпоха Возрождения
В Европе рыночные отношения в мире искусства начали появляться в эпоху Возрождения. Консервативные средневековые взгляды на жизнь сменились на прогрессивные светские. В обществе появились новые социальные группы – торговцы, ремесленники и банкиры.
«Рождение Венеры», художник Сандро Боттичелли
Известные мастера Эпохи Возрождения начали работать не только над масштабными церковными заказами, но и как придворные художники. А также получили возможность выполнять общественные заказы от городских властей и влиятельных лиц.
В истории искусства сохранилось письмо Леонардо да Винчи Миланскому герцогу, где художник предлагает огромный спектр услуг: выполнение скульптур из мрамора, бронзы и гипса, живописные работы, изготовление мостов, непроницаемые и безопасные колесницы и даже отлив пушки.
В период ренессанса во Флоренции, которая во время правления Лоренцо Медичи была центром искусства, начали формироваться будущие союзы художников из ремесленников, художников и скульпторов. Такие мастерские называли Боттеги ( в переводе с итальянского – мастерские). Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарро́ти и Рафаэль Санти как раз вышли из таких мастерских.
Конкурентность в условиях рыночных отношений, с одной стороны, позволяла художникам экспериментировать с сюжетами и техниками, а с другой - часто ставила его в жесткие рамки: чтобы продаваться и пользоваться спросом работы художника должны были нравиться заказчику. Поэтому для художника искусство часто не было связано с вдохновением: он не мог выбирать сюжет, требования к заказу были максимально детальными.
Малые голландцы и первые светские заказы
«Расстроенное хозяйство (Кавардак)», художник Ян Стен
Отправимся из Италии эпохи Возрождения в Нидерланды, где в XVII веке возник массовый рынок художественных произведений. В этот период Голландия достигла пика своего могущества и процветания, что напрямую повлияло на материальное благосостояние населения. Среди зажиточных граждан стало модным декорировать интерьер с помощью картин, поэтому помимо масштабных полотен для церкви и роскошных дворцов правителей, художники начали писать небольшие полотна. В истории искусства этот период называется «малые голландцы».
Выбор произведений искусства, чаще всего, определялся профессией покупателя и его образом жизни. Одним из самых популярных жанров была бытовая живопись: реалистичные, иногда ироничные и забавные сюжеты повседневной жизни. Также высоким спросом пользовались натюрморты и пейзажи. При этом мастера в условиях жесткой конкуренции, как правило, имели узкую специализацию.
«Натюрморт с фруктами, фарфоровой миской и рыбой на плите», художник Лорен Крэйн
Голландские художники того времени работали не только на заказ, но и продавали уже готовые работы. Живописные полотна можно было свободно приобрести на городском рынке у торговцев или через аукционы.
Спрос на живопись в тот период был рекордным в истории, о чем философ Ипполит Тен писал так: «Нет такого бедного горожанина, который не желал бы обладать произведениями живописи, предпочитая даже сокращать расходы на еду».
XVIII - XIX век
Европа
«Офелия», художник Джон Эверетт Милле
Процесс, запущенный в Голландии, постепенно распространился и на всю Европу. Известно, что в уже в XVIII веке в Европе появляется большое количество галерей, торгующих живописью и гравюрами. Однако о больших дивидендах для владельцев галерей говорить не приходилось, потому что заказчиками, по-прежнему, были лишь представители самой богатой, но вместе с тем, немногочисленной прослойки общества.
В тот же период открываются первые аукционные дома: Sotheby’s в 1744 году в Лондоне, а Christie’s в 1766 году.
Россия
В XVIII веке светское искусство пришло и в Россию. Когда в Италии и других европейских государствах была эпоха Возрождения и наблюдался переход от массового искусства к богемному, от церковного к светскому, а художник из ремесленника становился профессионалом, на Руси было «смутное время» и в искусстве ничего подобного происходить не могло.
У истоков частного российского собирательства стоит Петр I, до него основным заказчиком живописи была церковь. Художники расписывали храмы и иллюстрировали церковные книги. Выдающимся мастером того времени является иконописец Андрей Рублев.
Икона Святая Троица, Андрей Рублев
В период правления Петра I искусство в России претерпело значительные изменения: мастера отправились учиться в Европу, появилась должность придворного художника. Петр I неоднократно высказывал идею образования Академии художеств. В итоге она была учреждена уже в период царствования Елизаветы Петровны в 1757 году.
Основными заказчиками в XVIII-XIX веках были императорский двор и представители высшей русской аристократии. Самыми популярными жанрами были портреты, пейзажи и бытовая живопись.
Портрет Анны Петровны, художник Иван Никитин
Постепенно к середине XIX века у русского дворянства сформировалась традиция коллекционирования, что обеспечивало русских художников регулярными заказами, а возможность организовывать творческие объединения способствовала развитию свободной конкуренции.
Во второй половине XIX век активную роль на российском арт-рынке стали играть меценаты, которые стали посредниками между художниками и публикой. Это явление говорит о появлении арт-рынка в нашей стране. Третьяков, Мамонтов, Морозов, Дягилев создают галереи, издают журналы об искусстве, организовывают выставки, в том числе, за рубежом, продвигая русское искусство и русских художников.
XX век
Очередной вехой в развитии арт-рынка в мире стали Салон Независимых и Осенний Салоны, которые прошли в Париже в 1905 году. Эти события стали знаковыми для мира искусства и культуры. Художники-участники этих Салонов - Анри Матисс, Альберт Марке, Андре Дерен и другие - бросили вызов традиционной школе живописи. Они не были ограничены общественно-социальными и религиозными догмами и канонами, а значит могли свободно выражать свои творческие идеи. Все это стало основой для развития модернистских направлений.
«Радость жизни», художник Анри Матисс
Одним из основных преимуществ подобных мероприятий являлась большая концентрация художников и их работ в одном месте. Для авторов это означало появление новых возможностей распространения их картин, которые постепенно становились товаром. Выставки сделали живопись более доступной широкому кругу населения, а значит способствовали популяризации искусства в целом.
Кстати, именно на Салоне 1905 года русский меценат Сергей Щукин обратил внимание на творчество Матисса. Впоследствии коллекционер приобрел у великого мастера 37 картин, создав редчайшую коллекцию лучших «довоенных» произведений этого художника.
Искусство в СССР
С приходом советской власти крупные частные коллекции были национализированы, а главным и фактически единственным заказчиком произведений стало государство.
«Большевик», художник Борис Кустодиев
Несмотря на отмену частной собственности и использование государством искусства для агитации и пропаганды, в предвоенные годы в СССР начало возрождаться частное собирательство предметов искусства. Социальный состав коллекционеров того времени был разнообразен и включал в себя экономистов, врачей, физиков, историков, искусствоведов, но вместе с тем, это был очень ограниченный круг людей. Массового коллекционирования в СССР не было.
По понятным причинам все происходило в условиях тайны и «из подполья» собиратели начали выходить только после смерти Сталина в период хрущевской оттепели. Их коллекции постигла разная судьба: многое было распродано потомками, но небольшую часть наследникам удалось сохранить.
«Изгнание из Рая», художник Кузьма Петров-Водкин. Из коллекции И.И.Палеева
Современность
В конце XX - начале XXI века схема работы арт-рынка кардинально поменялась, стала сложнее и многообразнее. Большое влияние на это оказала глобализация и развитие технологий. Появление виртуальных форм искусства, а также открытие онлайн галерей и выставочных пространств сделало искусство намного ближе и доступнее широкому кругу потребителей.
«Шторм», художник Михаил Тихонов
Вместе с тем, говорить о развитом арт-рынке в современной России пока рано. Несмотря на то, что с момента распада СССР прошло уже больше 30 лет и у российского искусства есть возможность интеграции в международный рынок, мы по-прежнему отстаем от Европы, Америки и Азии.
Предложение современных российских художников превышает спрос. Российские покупатели часто голосуют «рублем» за классику, которая проверена временем, поэтому наши мастера часто предпочитают продавать и развивать свой бренд на Западе, где их работы могут быть оценены на порядок выше. Во многом это связано с отсутствием поддержки и популяризации современного российского искусства на уровне государства, как это происходит в Европе и США.
Подводя итоги, можно, во-первых, сказать о том, что развитие арт-рынка в России и за рубежом на протяжении всей истории шло разными путями и во многом мы до сих пор отстаем, а, во-вторых, классический арт-рынок, который существовал до XX века и состоял из локальных пространств внутри отдельно взятых стран, за последние 120 лет трансформировался в единое международное пространство, в которое российское искусство постепенно начинает входить.
Как выбрать картину самостоятельно?
Даём полезные советы и развиваем
вашу насмотренность!
-
Как подбирать картины?14.10.2024На что обратить внимание при выборе картины. Практичные советыЧитать далее