Дата публикации:
04.08.2022
Автор:
Мария Горбунова

Кто покупает искусство? От фараонов до наших дней

На классическое искусство принято смотреть в музеях и галереях, но когда-то оно было частью товарно-рыночных отношений и служило заработком для художников. В свою очередь, современное искусство сегодня можно встретить как в выставочных экспозициях, так и в частных коллекциях.

Какие картины пользовались спросом в разные периоды истории, кто являлся основным заказчиком и что оказывало влияние на спрос и предложение -  рассказывает куратор галереи, искусствовед Горбунова Мария.

С чего все началось?

Египетский папирус из книги мертвыхСцена из «Книги мертвых», папирус, период Нового Царства (1550—1069 годы до н. э.)

Начнем экскурс в историю арт-рынка с Древнего Египта, где еще до появления Европейской цивилизации существовала высокоразвитая культура. В те времена искусство было призвано укреплять власть и подчеркивать единство государства, а главным заказчиком был фараон.  

Культ фараона нашел свое отражение в искусстве древних египтян в виде саркофагов, сфинксов, надгробий, рельефов, росписей, ювелирных украшений и так далее. Многие из этих произведений искусства дошли до наших дней и мы можем их наблюдать в коллекциях крупных мировых музеев.

Европейский арт-рынок

Средневековье

Перенесемся из Древнего Египта в раннее Средневековье. В этот период возросло количество народов, участвующих в создании художественных произведений, а развитие феодальных общественных отношений способствовало образованию новых точек развития культуры.

Итальянская средневековая фрескаИтальянская средневековая фреска

Основным заказчиком произведений искусства в Средние века выступала церковь, поэтому в живописи преобладали библейские сюжеты, развивалась иконопись и фреска. Хранителями художественных традиций были монастыри. Книжная иллюстрация была настоящим произведением искусства. По сути, красота служила источником веры: чтобы верить, нужно восхищаться.

Благодаря искусству художники получили славу и покровительство власти. Идеалом искусства в этот период становится правдивость изображения, большое внимание уделяется нюансам и деталям.

Эпоха Возрождения

В Европе рыночные отношения в мире искусства начали появляться в эпоху Возрождения. Консервативные средневековые взгляды на жизнь сменились на прогрессивные светские. В обществе появились новые социальные группы – торговцы, ремесленники и банкиры.

Картина Боттичелли Рождение Венеры«Рождение Венеры», художник Сандро Боттичелли

Известные мастера Эпохи Возрождения начали работать не только над масштабными церковными заказами, но и как придворные художники. А также получили возможность выполнять общественные заказы от городских властей и влиятельных лиц.

В истории искусства сохранилось письмо Леонардо да Винчи Миланскому герцогу, где художник предлагает огромный спектр услуг: выполнение скульптур из мрамора, бронзы и гипса, живописные работы, изготовление мостов, непроницаемые и безопасные колесницы и даже отлив пушки.

В период ренессанса во Флоренции, которая во время правления Лоренцо Медичи была центром искусства, начали формироваться будущие союзы художников из ремесленников, художников и скульпторов. Такие мастерские называли Боттеги ( в переводе с итальянского – мастерские). Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарро́ти и Рафаэль Санти как раз вышли из таких мастерских. 

Конкурентность в условиях рыночных отношений, с одной стороны, позволяла художникам экспериментировать с сюжетами и техниками, а с другой -  часто ставила его в жесткие рамки: чтобы продаваться и пользоваться спросом работы художника должны были нравиться заказчику. Поэтому для художника искусство часто не было связано с вдохновением: он не мог выбирать сюжет, требования к заказу были максимально детальными.

Малые голландцы и первые светские заказы

Картина Яна Стена периода малых голландцев«Расстроенное хозяйство (Кавардак)», художник Ян Стен

Отправимся из Италии эпохи Возрождения в Нидерланды, где в XVII веке возник массовый рынок художественных произведений. В этот период Голландия достигла пика своего могущества и процветания, что напрямую повлияло на материальное благосостояние населения. Среди зажиточных граждан стало модным декорировать интерьер с помощью картин, поэтому помимо масштабных полотен для церкви и роскошных дворцов правителей, художники начали писать небольшие полотна. В истории искусства этот период называется «малые голландцы». 

Выбор произведений искусства, чаще всего, определялся профессией покупателя и его образом жизни. Одним из самых популярных жанров была бытовая живопись: реалистичные, иногда ироничные и забавные сюжеты повседневной жизни. Также высоким спросом пользовались натюрморты и пейзажи. При этом мастера в условиях жесткой конкуренции, как правило, имели узкую специализацию.

Голландский натюрморт«Натюрморт с фруктами, фарфоровой миской и рыбой на плите», художник Лорен Крэйн

Голландские художники того времени работали не только на заказ, но и продавали уже готовые работы. Живописные полотна можно было свободно приобрести на городском рынке у торговцев или через аукционы.

Спрос на живопись в тот период был рекордным в истории, о чем философ Ипполит Тен писал так: «Нет такого бедного горожанина, который не желал бы обладать произведениями живописи, предпочитая даже сокращать расходы на еду».

XVIII - XIX век

Европа

Картина Офелия Эверетта Милле«Офелия», художник Джон Эверетт Милле

Процесс, запущенный в Голландии, постепенно распространился и на всю Европу. Известно, что в уже в XVIII веке в Европе появляется большое количество галерей, торгующих живописью и гравюрами. Однако о больших дивидендах для владельцев галерей говорить не приходилось, потому что заказчиками, по-прежнему, были лишь представители самой богатой, но вместе с тем, немногочисленной прослойки общества. 

В тот же период открываются первые аукционные дома: Sotheby’s в 1744 году в Лондоне, а Christie’s в 1766 году.

Россия

В XVIII веке светское искусство пришло и в Россию. Когда в Италии и других европейских государствах была эпоха Возрождения и наблюдался переход от массового искусства к богемному, от церковного к светскому, а художник из ремесленника становился профессионалом, на Руси было «смутное время» и в искусстве ничего подобного происходить не могло. 

У истоков частного российского собирательства стоит Петр I, до него основным заказчиком живописи была церковь. Художники расписывали храмы и иллюстрировали церковные книги. Выдающимся мастером того времени является иконописец Андрей Рублев.

Икона Святая Троица Андрея РублеваИкона Святая Троица, Андрей Рублев

В период правления Петра I искусство в России претерпело значительные изменения: мастера отправились учиться в Европу, появилась должность придворного художника. Петр I неоднократно высказывал идею образования Академии художеств. В итоге она была учреждена уже в период царствования Елизаветы Петровны в 1757 году.

Основными заказчиками в XVIII-XIX веках были императорский двор и представители высшей русской аристократии. Самыми популярными жанрами были портреты, пейзажи и бытовая живопись.

Портрет Анны Петровны

Портрет Анны Петровны, художник Иван Никитин

Постепенно к середине XIX века у русского дворянства сформировалась традиция коллекционирования, что обеспечивало русских художников регулярными заказами, а возможность организовывать творческие объединения способствовала развитию свободной конкуренции.

Во второй половине XIX век активную роль на российском арт-рынке стали играть меценаты, которые стали посредниками между художниками и публикой. Это явление говорит о появлении арт-рынка в нашей стране. Третьяков, Мамонтов, Морозов, Дягилев создают галереи, издают журналы об искусстве, организовывают выставки, в том числе, за рубежом, продвигая русское искусство и русских художников.

XX век

Очередной вехой в развитии арт-рынка в мире стали Салон Независимых и Осенний Салоны, которые прошли в Париже в 1905 году. Эти события стали знаковыми для мира искусства и культуры. Художники-участники этих Салонов - Анри Матисс, Альберт Марке, Андре Дерен и другие  - бросили вызов традиционной школе живописи. Они не были ограничены общественно-социальными и религиозными догмами и канонами, а значит могли свободно выражать свои творческие идеи. Все это стало основой для развития модернистских направлений. 

Картина Анри Матисса«Радость жизни», художник Анри Матисс

Одним из основных преимуществ подобных мероприятий являлась большая концентрация художников и их работ в одном месте.  Для авторов это означало появление новых возможностей распространения их картин, которые постепенно становились товаром. Выставки сделали живопись более доступной широкому кругу населения, а значит способствовали популяризации искусства в целом. 

Кстати, именно на Салоне 1905 года русский меценат Сергей Щукин обратил внимание на творчество Матисса. Впоследствии коллекционер приобрел у великого мастера 37 картин, создав редчайшую коллекцию лучших «довоенных» произведений этого художника. 

Искусство в СССР

С приходом советской власти крупные частные коллекции были национализированы, а главным и фактически единственным заказчиком произведений стало государство.

Картина Кустодиева Большевик«Большевик», художник Борис Кустодиев

Несмотря на отмену частной собственности и использование государством искусства для агитации и пропаганды, в предвоенные годы в СССР начало возрождаться частное собирательство предметов искусства. Социальный состав коллекционеров того времени был разнообразен и включал в себя экономистов, врачей, физиков, историков, искусствоведов, но вместе с тем, это был очень ограниченный круг людей. Массового коллекционирования в СССР не было. 

По понятным причинам все происходило в условиях тайны и «из подполья» собиратели начали выходить только после смерти Сталина в период хрущевской оттепели. Их коллекции постигла разная судьба: многое было распродано потомками, но небольшую часть наследникам удалось сохранить. 

Картина Кузьмы Петрова-Водкина«Изгнание из Рая», художник Кузьма Петров-Водкин. Из коллекции И.И.Палеева

Современность

В конце XX - начале XXI века схема работы арт-рынка кардинально поменялась, стала сложнее и многообразнее. Большое влияние на это оказала глобализация и развитие технологий. Появление виртуальных форм искусства, а также открытие онлайн галерей и выставочных пространств сделало искусство намного ближе и доступнее широкому кругу потребителей.

Абстракция в серых тонах«Шторм», художник Михаил Тихонов

Вместе с тем, говорить о развитом арт-рынке в современной России пока рано. Несмотря на то, что с момента распада СССР прошло уже больше 30 лет и у российского искусства есть возможность интеграции в международный рынок, мы по-прежнему отстаем от Европы, Америки и Азии. 

Предложение современных российских художников превышает спрос. Российские покупатели часто голосуют «рублем» за классику, которая проверена временем, поэтому наши мастера часто предпочитают продавать и развивать свой бренд на Западе, где их работы могут быть оценены на порядок выше. Во многом это связано с отсутствием поддержки и популяризации современного российского искусства на уровне государства, как это происходит в Европе и США.  

Подводя итоги, можно, во-первых, сказать о том, что развитие арт-рынка в России и за рубежом на протяжении всей истории шло разными путями и во многом мы до сих пор отстаем, а, во-вторых, классический арт-рынок, который существовал до XX века и состоял из локальных пространств внутри отдельно взятых стран, за последние 120 лет трансформировался в единое международное пространство, в которое российское искусство постепенно начинает входить. 

Статьи в нашем блоге
Все статьи