Дата публикации:
09.05.2017
Автор:
SMART Gallery

Картины в стиле примитивизм

Примитивизм представляет собой направление в живописи, когда художник намеренно использует при создании картины упрощенные, непосредственные и искренние образы, техники и средства. В этом стиле творят самоучки и профессиональные авторы, которым становится тесно в рамках академического искусства. В отличие от детских рисунков, в примитивистских картинах прослеживается опыт, культурные ориентиры, профессиональные навыки и насмотренность художника, упрощение прочитывается зрителем как сознательное и оправданное. Стройная композиция, нетривиальные изобразительные средства и решения, сильный эмоциональный отклик выделяют полотна мастеров на фоне работ дилетантов.

«Танец из серии еврейское счастье», Владимир Любаров

История и культурный контекст

Как самостоятельное направление примитивизм сформировался на рубеже XIX–XX веков. Идеологи и представители стремились противопоставить чистоту и эмоциональную ясность древней культуры академическому стилю современной буржуазной цивилизации, который переживает период застоя.

Авторы вдохновляются архаическим опытом древних культур: наскальной живописью, ритуальными масками Океании и Африки, каменными истуканами, лубком, иконописью. Грубоватая наивность и простота форм, палитры, линий видится им достойным ответом на заскорузлость реалистической манеры. Задача художника – донести мысль, чувство, эмоцию в наивной форме, понятной каждому человеку на генетическом уровне.

Маститые художники сознательно упрощают средства выражения и жертвуют общепринятой красотой техники, используют смелые сочетания чистых цветов, чтобы вызвать у зрителя неподдельные эмоции. На развитие примитивизма повлияли такие именитые мастера, как Поль Гоген, Пабло Пикассо, Анри Матисс, яркими представителями направления принято считать Марка Шагала, Пауля Клее, Амедео Модильяни, Анри Руссо, Нико Пиросмани, группы «Наби» (Франция), «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (Россия), «Мост» (Германия).

«Портрет Лунии Чеховской», Амедео

Отличительные черты направления:

  • отказ от линейной перспективы, изображение переднего и заднего планов с одинаковой отчетливостью и степенью проработки, равными пропорциями;
  • детализированный фон;
  • отсутствие воздушной перспективы, постоянство в насыщенности цветовых решений независимо от планов;
  • пренебрежение светотенью, отсутствие объема, преобладание плоских очертаний предметов;
  • намеренное нарушение анатомии, пропорций при изображении человека, животных;
  • введение в обыденный сюжет фантастических существ или объектов наряду с реальными.

Интерес к наивному искусству периодически проявляется в разные периоды XX и XXI веков в творчестве российских и зарубежных мастеров. Примитивизм трактуется как подлинное проявление свободы мышления и воображения, сохранившего детскую любознательность и непосредственность, очищенного от исторической памяти и материалистических идеалов цивилизации. Цвет и эмоции на картине в стиле примитивизм всегда доминируют над законами перспективы, требованиями художественной достоверности и реалистичности.

Статьи в нашем блоге
Все статьи