В мастерской Елены Утенковой-Тихоновой
Сегодня галерея SMART посетила мастерскую художницы Елены Утенковой-Тихоновой, которая рассказала о том, что важно для художника, о своих любимых проектах и о жизни в искусстве.
Елена, как рождаются темы для ваших работ?
Я считаю, что художник - это такой приемник (радиолокационное устройство), который на что-то реагирует, ловит какие-то сигналы. Для меня лично – это сигналы пластической красоты. К примеру, выходя из дома я замечаю, как потрясающе красиво идет электричка. Ход электрички вплетается в общий пейзаж, деревья, дома и вдруг возникающая фигурка человека вносит свой тонкий нюанс в общий вид и все складывается. И вот эта фигурка становится композиционным центром, вокруг нее закручивается пространство. Или это может быть угол дома, дети, играющие в мячик, который летает словно какой-то атом. Но все же то, что я вижу, не всегда зависит от меня, я могу выйти точно также на улицу и не увидеть ничего, кроме того, что слякотно и промозгло.
Философ Мераб Мамардашвили говорил, что как будто-бы тебе дается сигнал сверху и необходимо обязательно на него реагировать. И вот со мной происходит что-то подобное. Я что-то увидела и дальше это меня начинает мучать. Мне необходимо как-то на это среагировать. Мне надо это нарисовать, тогда увиденное мной становится уже прошлым.
Если не нарисовать увиденно, то оно как-то зависает и мешает видеть дальше.
Конечно, в разные моменты жизни мы видим и фокусируемся на разных вещах. У меня был период, когда я видела только дороги. Я сделала целую выставку «Дороги». Один мой приятель говорил мне: ''Что-то они у тебя какие-то все прямые, должны ведь быть и перекрестки в жизни.'' А я видела именно такие прямые дороги. После того, как я эту тему отрисовала, я перестала видеть дороги. Разумеется, это не значит, что я их не вижу, скорее фокус внимания сместился.
"Дорога. Скоро весна", Елена Утенкова-Тихонова
Одно время меня интересовала тема старой фотографии. Я рассматривала старые альбомы родителей, мужа, свои и после все думала «Что мне с этим делать?» Я рассматривала в интернете архивные фотографии разных людей и со временем у меня в голове стали складываться образы для моих новых работ. Этот цикл назывался «Когда папа был маленьким».
Когда мои сыновья были детьми, я как бы заново окуналась в детство. Будучи уже взрослой и наблюдая за своими сыновьями, я открывала мир для себя во второй раз. Первая бабочка, первый снег и т.д. Момент сотворения мира, маленькие чудеса, открытия, которые возможно пережить в детстве, возвращаются к тебе во взрослом состоянии. В тот период я создала цикл «Детские радости».
"Старый фонтан" (из цикла "Когда папа был маленьким"), Елена Утенкова-Тихонова
Расскажите как вы перенесли свои проекты из области пастельных работ в область живописи?
Я очень люблю пастель за мягкость тона и прозрачность. Кроме всего прочего, пастель дает такой бархатистый, мерцающий цвет. Когда-то я начинала работать как график с небольших пастелей, затем они постепенно становились все больше и больше. В какой-то момент мои пастельные работы стали более метра. Возникли сложности с оформлением, ибо в те времена стекло было довольно тяжелым и толстым. Очень тяжело было возить и экспонировать такие тяжелые работы в рамах под стеклом. Это было ужасно, работы разбивались и т.д. Я очеь устала и в какой-то момент поняла, что необходимо найти новое решение для себя. Моей задачей стало найти тот самый мягкий тон, но уже в другом материале. Я стала писать маслом и пробовать различные техники. Разумеется, не сразу, но со временем у меня это получилось. Сейчас я нахожу удовольствие в том, что пишу маслом. На данный момент крупный формат я пишу маслом, а пастелью создаю маленькие работы.
Пастель – это материал, который требует осязания. А как вы технически добиваетесь этого в масле?
Да, именно так и есть. В работе с пастелью я работала руками. В масле я тоже так делаю. Когда ты работаешь пстелью, ты всегда можешь что-то исправить: смазать, убрать лишнее. Я очень длительное время работаю над своими картинами. Я работаю маслом так, чтобы поверхность моей работы оставалась "живой" (подвижной) несколько часов. Я делаю работу порой более месяца и т.д. Масло - прекрасный материал, он очень пластичный. Иногда я смызываю что-то руками, как раз именно это и создает ощущение дымки в работе.
Какие творческие личности являются для вас знаковыми?
Я вообще очень люблю литературу, так как сама еще и пишу тексты. Мои работы в целом могу назвать литературными. Все свое детство я провела в Тарусе (Калужская область), у нас была там дача. Мы жили в переулке, который тянулся вдоль реки Оки. Недалеко от нас находилась могила художника Борисова-Мусатова, куда мы ходили с отцом. Этот художник вошел в мою жизнь как мастер.
Также хотела бы отметить Рембрандта Харменса ван Рейна как художника важного для меня, ибо я занимаюсь светом как и он когда-то был поглощен работой над светом в своих картинах. Из русских художников я очень люблю Петрова-Водкина. Из классиков мне очень нравится Уильям Тернер. Каждый художник может олицетворять, как в оркестре, определенный инструмент по части звучания в творческом плане. Разумеется, невозможно ни сравнить, ни выделить, кто же важнее. Они все в равной степени для меня имеют каждый свое особое значение. Художники для меня – это такие глашатаи красоты и так радостно, что существует столько проводников чудесного.
Как вы считаете, что является важным для художника? Какие условия или обстоятельства в жизни формируют внутреннего художника?
Для художника важным является какая-то честность перед самим собой. В смысле отображения того, что ты видишь, чувствуешь и в стремлении это отобразить в своих работах. Не вставать на путь коммерческого толка. Слушать свое нутро и его выбирать, следуя именно своей линии. Также я вижу честность в том,чтобы не бояться испортить работу. Через какое-то время попроверять ее через самого себя, сверить с ощущением. То ли это, что я хотела сказать, отразить и т.д.
На ваш взгляд, какие условия или обстоятельства жизни могут формировать внутреннего художника?
В моем случае для меня оказалось важным присутствие в моей жизни мужа-художника Михаила Тихонова, который был рядом в момент моего становления. Я считаю его очень сильным художником. Несмотря на то, что сейчас наши пути-дороги разошлись, я очень ему благодарна. У женщин-художниц есть, как мне кажется, стремление к украшательству в работах, некая склонность к этому. Миша, находясь рядом, не давал мне уйти в «красивость».
С другой стороны я росла в творческой семье. Моя бабушка была танцовщицей из школы Айседоры Дункан, отец был художником, мама - человек литературы. В нашей семье занятие искусством считалось единственным стоящим, интересным занятием. Конечно, это меня сформировало как человека и я очень благодарна своей семье.
Мы пережили безденежье с Мишей, ведь после института очень трудно молодым. И все равно для нас главной радостью было занятие искусством. Как-то даже не приходило в голову, что можно пойти работать в офис на другую специальность. Быть художником, кроме всего прочего – это какое-то служение искусству и необходимость внутренняя. У каждого она своя, но абсолютно эта самая необходимость есть у каждого художника.
А как вы думаете, факт служения и отсутствие коммерческого интереса со стороны художника, абсолютная уверенность в том, что именно искусство то, чем нужно жить и заниматься, могут привести художника к успеху?
Я не знаю. Могут привести к успеху, а могут и нет. В качестве примера могу привести нашего преподавателя Щетинина, абсолютно неприметного старца в потертом пиджачке, который вел дисциплину под названием «Шрифты». Быть может, он и был счастливым человеком, но никак не успешный. Я только через несколько лет уже после его смерти, увидев его выставку узнала, что он был совершенно гениальным художником. Поэтому могу сказать, что это не всегда успех. Это просто путь художника.
Почему я занимаюсь искусством? Потому что, когда я занимаюсь чем-то еще, у меня есть ощущение потерянного времени. Разумеется, у меня есть масса обязанностей: дети, пожилая мама, дом, дача. Нужно убирать дом, заниматься с ребенком, принимать гостей – все это я люблю, несомненно, - и людей, и свой дом. Но, когда я ложусь спать и думаю о прошедшем дне, единственное для меня непотерянное время – это работа в мастерской. У меня есть ощущение: «Вот сегодня нормальный день, я хоть что-то успела». Если я неделю кручусь в домашних делах, у меня возникает ощущение полного личностного поражения. Ощущение потерянного времени. Поэтому я стараюсь работать в мастерской, чтобы быть счастливой.
Из чего складывается мастерство художника?
Первое – это мастерство, которое складывается из опыта. Например, пианист, изначально играющий гаммы, становится Моцартом. Я считаю, должен быть опыт нарисованности. Чисто профессиональный опыт, который позволяет тебе выразить то, что ты хочешь.
Второе – это общая культура, я хочу подчеркнуть ее важность. Для того, чтобы не изобретать велосипед. К примеру, знание школьником поэзии Гомера дается не для того,чтобы ребенок встал на стул и прочел его гостям, а для того,чтобы он знал,что есть Гомер. Так же это работает в отношении художника. Художник должен знать, что есть Рембрандт, что есть Джексон Поллок, Пабло Пикассо, что есть разные пути того, как можно ответить на вопросы - пластические и человеческие. Вся эта культура входит в сознание художника. И дальше, как мне кажется, у каждого художника встает такой вопрос : «Кто собственно ты сами и что ты хочешь сказать?».
Ты понимаешь, что ты не Джексон Поллок и не Рембрандт, ты это ты. А для того, чтобы что-то сказать, необходим свой язык. Искусство (любое) так или иначе постоянно находится в поисках языка. Каждый художник со временем вырабатывает, путем проб и ошибок, свой собственный язык, при помощи которого он говорит в своем искусстве о том,что для него важно и ценно.
Как вы считаете, копирование в искусстве может помочь художнику в поисках свобственного языка?
Да, конечно. Я считаю, что в искусстве нет таких законов, что можно, а что нельзя. Вы делаете то, что считаете важным и полезным для себя и своего творческого поиска, для развития и если для вас практика копирования результативна и обогащает вас как мастера, то почему-бы и нет.
Какое количество времени уходит у вас на создание работы?
Я довольно долго создаю свои работы. Могу отметить, что иногда у меня лихо и быстро получается графика. Пастельная графическая работа может сложиться довольно быстро и хорошо. Это я всегда ценю. Масляные работы я делаю долго, этот процесс занимает довольно длительный период времени. Я могу работать над картиной полгода, могу дольше. Изначально в моих работах присутствует гораздо больше деталей, больше того, что я хочу сказать.
"К морю", Елена Утенкова-Тихонова
В процессе работы над картиной я избавляюсь от лишнего. Иногда я вспоминаю, о чем я изначально хотела сказать, порой приходится переделывать всю работу. Из-за этого возникает некая вибрация поверхности работы, как будто бы то, что ты записал, таинственным образом присутствует в работе.
Какие выставочные проекты были наиболее значимыми для вас и почему?
Для меня это проект «Та самая яблоня», который мы делали с Михаилом Тихоновым. Проект был довольно серьезный и обьемный. Проект создавался в сотрудничестве с замечательным куратором Виталием Владимировичем Пацюковым.
Это был проект о том, что в прошлое нельзя вернуться, но можно вернуться в те места, где происходило что-то значимое. В нашем проекте мы возвращались на место, откуда пошел род моего мужа. В данный момент там не осталось ни дома, ни сада, но осталась яблоня и вот туда мы возвращались. Это был проект о времени. Я включила туда видео-арт. Снимала яблоню в течении года, отслеживая изменение пространства вокруг. Разумеется, в проекте присутствовала и живопись. Для меня этот проект оказался очень интересным.
Второй любимый проект назывался «9 комнат одного дома». Проект создавался для усадьбы в окрестностях Обнинска. Усадьба существовала еще задолго до появления самого города. После усадьба находилась во владении небезызвестной семьи Морозовых.
"Аллея" (из проекта "Девять комнат одного дома"), Елена Утенкова-Тихонова
Когда мы приехали туда, мы обнаружили заброшенный дом, вобравший в себя все отметины времени. Собственно, этим он нас и заинтересовал. Дом как-будто бы нашептал нам темы для работ. Мы активно работали с архивами и это было невероятно интересно. Когда наши работы попали в дом, мы отметили, что какие-то из них вливались в пространство дома, а какие-то нет. Пожалуй, этот проект можно назвать моим самым любимым.
Какие пожелания вы оставите нашим читателям от себя?
Всем читателям я желаю приобретать то искусство, которое по-настоящему нравится, с которым вам захочется жить. Ведь искусство – это, безусловно, больше, чем просто декор на стене. На мой взгляд, это все-таки некое окно в родственное тебе пространство.
Я могу пожелать, чтобы работа выбиралась по любви. Вы, вероятно, уже потом поймете, почему она ваша.
Почитать биографию Елены и посмотреть портфолио художницы можно по ссылке.
Как выбрать картину самостоятельно?
Даём полезные советы и развиваем
вашу насмотренность!
-
Украшаем дом картинами к Новому году02.12.2024Если вы не коллекционер, но картины нужны сразу и на весь дом.Читать далее
-
Варианты подарков на Новый год – выбираем картину29.11.2024В ценовом диапазоне от 200 000 до 900 000 рублей.Читать далее
-
Наивное искусство: отличный вариант для первого приобретения!27.11.2024О творчестве художника Чаругина АлексеяЧитать далее