Дата публикации:
19.08.2021
Автор:
Мария Горбунова

Сколько нужно времени на создание картины?

Сегодня поговорим о том, как устроена «кухня» художников вместе с Марией Горбуновой, куратором галереи SMART и профессиональным художником. Мария активно выставляется в Мадриде, постоянно исследует различные художественные техники и поддерживает общение с большим количеством художников, поэтому узнаем из первых рук, какой объем работы скрывается за красивой картиной на стене на самом деле.

Из чего состоит процесс написания картины?

Создание картины – это процесс, который состоит из нескольких этапов:

  • идея и ее разработка,
  • создание коллажей или сбор фотоматериалов,
  • эскизы (наброски) или этюды,
  • подготовка (трафареты, грунт, специальные фактуры и т.п.),
  • воплощение.

Количество этих этапов у каждого художника может варьироваться, кто-то работает без эскизов на чистой интуиции, полностью отдавая себя эмоциям, кто-то не использует коллажи и быстро переходит к воплощению, а кто-то кропотливо собирает свой художественный «паззл» из заметок, фотографий и впечатлений. У каждого мастера свой подход, который требует разного количества времени. Также имеет место и процесс наработки определенной авторской методики, узнаваемого стиля художника.

Рассмотрим сначала некоторые конкретные примеры техник, а затем поговорим об авторском методе.

Процесс создания картины в мастерской

В мастерской у Марии Горбуновой

Сколько нужно времени на картину в технике многослойной живописи?

Техника многослойной живописи предполагает большой объем работы, в отличие от однослойной живописи.

Пример 1. Допустим, художник работает в многослойной манере, а это в современной живописи встречается часто. Авторы используют трафареты для создания послойной работы, которая потом дописывается и доделывается, наполняясь деталями.

Например, у художницы Дарии Афанасьевой, которая работает при помощи трафаретов и фактур, накладывающихся друг на друга слоями, процесс подготовки трафаретов занимает несколько недель. А уже сам процесс создания работы идет куда более экспрессивно и ускоренно, так как все компоненты заранее подготовлены.

Картина, созданная с помощью трафаретов

Афанасьева Дария, «Blue River Rift»

У меня лично также есть опыт создания работ при помощи трафаретов, и я могу сказать точно, что пока ты создаешь композицию, придумываешь какой взять прототип для трафарета и затем режешь все элементы, может уйти пара недель, а то и более, если трафарет крупный.

Пример 2. Автор работает послойно и активно использует «лессировки» – это такая техника, при которой художник накладывает прозрачные слои цветов, словно прозрачные кальки-пленки для создания более сложного колорита, оттенка. Такого рода процесс может занимать месяцы, потому как каждый слой обязательно должен быть просушен.

Ярким примером такого исполнения могут служить работы современного художника Сергея Брюханова. Он настоящий мастер цвета. Над некоторыми своим работами автор трудится годами, накладывая все новые и новые слои, усовершенствуя цветовые переходы и оттенки в собственной неповторимой манере. Кстати, в качестве предварительной работы Сергей активно использует фотографии, сделанные в различных поездках, которые он распечатывает и в дальнейшем превращает в абстрактные коллажи. Получившиеся фактуры и цветовые сочетания используются уже в работе над живописными холстами. Кроме этого, к большим работам художник выполняет эскизы в мини форматах, умещающихся на ладони. Весь этот процесс весьма трудоемкий!

Сколько нужно времени на создание картины?

Сергей Брюханов, «Спектр 7»

Этап создания картины – коллаж

Коллажи в мастерской Сергея Брюханова

В голландской и фламандской живописной традиции также использовалась техника лессировки. Художники работали на темных грунтах – «имприматурах». Сегодня темные грунты могут быть масляными, а могут быть уже готовыми фабричными грунтами. При этом художникам все также необходимо продумывать технологию процесса и работать пошагово, имея ввиду, что необходимо время на периоды полного высыхания каждого слоя. Суть работы на темных грунтах в пошаговом процессе: свет пишется белилами густо, формируя объем, а тени тонко и прозрачно. Затем наносится цвет. Это очень трудоемкая техника.

Виктор Пономаренко 13

Виктор Пономаренко, «13». Пример имприматуры

Пример 3. Есть художники, которые работают «пастозно», вымешивают цвет на палитре и уже в готовом качестве его наносят на холст и пишут фактурно, объемно, «вкусно». Используют густой цвет и придают мазку фактуру при помощи мастихина. В такой ситуации сама масляная поверхность сохнет достаточно долго, от недели и до месяца.

Конечно, есть специальные химические растворы, так называемые сиккативы, которые могут ускорить процесс высыхания масляной краски, но не все авторы-художники работают с этими компонентами.

Пастозная живопись

Сколько времени нужно художнику на разработку авторского метода?

Помимо техники и технологии, которая стоит за любым материалом, в основе картины также лежит авторский метод, на изобретение которого уходят года.

Например, художнику для того, чтобы осознать, что он минималист и создает вполне «чистые по форме» полотна, возможно, придется потратить не год и не два на поиск своего пластического языка, идей, форм и композиции.

Если мы посмотрим на ранние работы Марка Ротко или Джексона Поллока, мы обнаружим фигуративные работы, геометрическую абстракцию и даже сюрреализм, потому что пока художник ищет, он также может позволить себе пробовать разные стилистики и пытаться создавать сплавы.  

Художник Зигмар Польке всю свою жизнь ставил эксперименты с разнообразными химическими составами, и свойствами различных материалов, которые он наносил на поверхность холста, наблюдая за тем, какой визуальный эффект получится в финале –  это очень интересно!  Работа «Котел алхимика» принесла художнику в 1986 году Золотого Льва на Венецианской Биеннале. Картина впечатлила жюри тем, что ее краски менялись в зависимости от освещения, температуры воздуха в помещении и времени суток.

Авторский метод Зигмара Польке

Зигмар Польке, «Untitled (Square 2)», 2003

Зигмар Польке – пример современного мультидисциплинарного художника с широким взглядом. Каждое десятилетие такие художники осваивают новый технологический процесс, новый метод. Они работают с разными медиа и как живописцы, и как фотографы и как графики и т.д.

Для того, чтобы составить свой «визуальный словарь», многие художники ведут сбор материалов. Они фотографируют стены домов, обнаруживая необходимые поверхности и фактуры, снимают какие-то заинтересовавшие их детали на телефон или полароид, как, например, Марлен Дюма, которая использовала в качестве прототипа для своих знаменитых скандальных портретов серии «Rejects» палароидные размытые фотоснимки.

Марлен Дюма серия «Rejects»

Марлен Дюма, серия «Rejects»

Художники, работающие в технике коллажа, до начала работы собирают необходимые материалы. Это могут быть газеты, ткани, растения, небольшие предметы - в принципе, что угодно, если оно отвечает идее и задумке художника.

Я собираю газетные вырезки из различных иностранных изданий, а также приобретаю странные ткани и старинные печатные литтеры на барахолках, чтобы, к примеру, напечатать пару фраз в картине.

При создании этой картины, я использовала старую французскую газету со схемами радиоприемников.

Картина с использованием техники коллажа с газетой

Мария Горбунова, «Cold Media.Radio». Картина с использованием техники коллажа с газетой.

Современные художники зачастую используют самые разнообразные фактуры. Константин Инал-Ипа, к примеру, работает с коллажами и собирает грубые ткани различной фактуры для того, чтобы потом приклеить их на холст.

Картина с использованием техники коллажа с тканью

Константин Инал-Ипа, «Белая ночь». Картина с использованием техники коллажа с тканью

Теперь вы имеете представление о процессе создания картин и можете себе представить более конкретно, сколько художнику нужно времени на написание живописного полотна. Мы рассмотрели наиболее трудоемкие техники, и постарались предоставить информацию о возможных этапах на пути к завершенному произведению искусства.

Работы в экспрессивной манере, без коллажей и эскизов могут быть написаны за пару недель, многослойная живопись уже требует гораздо большего количества времени с технической точки зрения. Вынашивать идею художник может год, а на формирование авторского метода у него может уйти от 5 до 20 лет, а то и вся жизнь.

Чтобы узнавать больше полезной информации, подписывайтесь на нашу рассылку!

Статьи в нашем блоге
Все статьи