Дарение между организациями: можно ли дарить картины?
Часто партнерские отношения между двумя организациями перерастают в дружеские отношения между собственниками или становятся «обязательными к поддержанию» - если речь о стратегическом партнере, к примеру. В рамках этих отношений часто дарятся и принимаются подарки. Порой дорогостоящие. Порой даже очень дорогие – произведения искусства, как вариант. При этом все наслышаны про запрет дарения между организациями. Какие же подарки можно дарить, а какие нельзя? Каковы последствия нарушения этого запрета? Можно ли дарить картины? Рассказывает юрист галереи SMART Ратничкина Елена.
Правила дарения будут различаться в зависимости от того, кто является сторонами сделки – коммерческие или некоммерческие организации.
1. Дарение между коммерческими организациями
Не углубляясь в юридическую лексику, обозначим, что коммерческие организации – это ООО, ЗАО, ПАО и пр., занимающиеся коммерческой деятельностью. Главная цель таких компаний – извлечение прибыли.
В Гражданском кодексе содержится прямой запрет на дарение между двумя коммерческими организациями. Исключение – недорогие подарки стоимостью до 3 000 руб., их дарить можно (пп. 4 п.1 ст. 575 Гражданского кодекса РФ).
Учитывая стоимость картин (которая, конечно же, существенно превышает 3 000 руб.), коммерческие компании не могуть дарить друг другу картины (да и любые другие дорогие вещи).
1.1. Последствия дарения между коммерческими организациями
А что будет, если дарение между коммерческими организациями все же состоится? Ведь юристы и бухгалтера компаний часто о таких ситуациях узнают по факту, когда сделка уже совершилась. И с чем вообще связан такой запрет?
Запрет связан с тем, что некоторые компании могут попытаться прикрыть возмездную сделку договором дарения в целях избегания уплаты налогов. Дарение – безвозмездная сделка. Поэтому, когда дарением только прикрывают другую сделку, которую реально имели в виду, – это преследуется по закону. Но в рамках нашей статьи мы не будем рассматривать такие ситуации. Имеем в виду именно дарение. Например, в связи с юбилеем.
Но как мы выяснили, именно между коммерческими компаниями дарение запрещено.
Что случится, если никто не отследил этот момент? Какие последствия будут? Здесь возможны варианты как со стороны налогового органа, так и со стороны любого заинтересованного лица, которое может оспорить законность такой сделки.
В случае с претензиями налоговых органов дарителю доначислят НДС со стоимости картины, одаряемому – налог на прибыль (если обе компании находятся на обычной системе налогообложения).
Также любое заинтересованное лицо может подать в суд иск об оспаривании законности такого дарения и суд признает его незаконным. В этом случае стороны должны будут вернуть все полученное по сделке другой стороне (картина будет возвращена дарителю).
Вывод: не рискуйте, не оформляйте дарение между двумя коммерческими компаниями. Есть другие варианты дарить подарки.
2. Дарение между некоммерческими организациями
Некоммерческие организации — это общественные объединения, фонды, кооперативы, государственные компании, политические партии, общины, религиозные объединения, союзы и т.д. Такие компании могут получать прибыль в связи с их деятельностью, но это не является их целью. Основные цели, стоящие перед ними – социальные, благотворительные, образовательные, культурные и прочие общественно-полезные цели.
Гражданское законодательство не запрещает дарить подарки между некоммерческими организациями (в том числе, дорогие подарки такие как произведения искусства).
Юридический лайфхак: несмотря на легитимность дарения между некоммерческими компаниями, все же лучше не использовать форму именно дарения при передаче картин (и других вещей). Такая сделка повлечет за собой налогообложение этой операции. А этот момент всегда хочется оптимизировать. Выход: оформлять передачу картины (либо иного имущества) как пожертвование.
3. Дарение между коммерческой и некоммерческой организацией
В случае, если одной стороной по сделке является коммерческая организация, а второй стороной – некоммерческая, дарение также разрешено. Причем в обе стороны. Но необходимо помнить про налогообложение, которое обязательно будет сопровождать эту сделку (НДС у дарящего, налог на прибыль у одаряемого – с рыночной стоимости такого имущества).
Поэтому, если картину дарит коммерческая компания некоммерческой, то эту сделку лучше оформлять как пожертвование.
Вывод: дарение – это сделка, которая требует тщательной оценки всех последствий (и гражданско-правовых, и налоговых). Если вы собираетесь подарить картину своим бизнес-партнерам, возможно, лучше это сделать лично от себя. Об этом мы расскажем в следующей статье.
Как выбрать картину самостоятельно?
Даём полезные советы и развиваем
вашу насмотренность!
-
Большая картина в гостиную — must have вашего дома!04.02.2025И в загородном доме, и в городской квартире.Читать далее
-
Как выбрать картину в подарок на 23 февраля01.02.2025Как подобрать картину для настоящего мужчины? Рассказываем.Читать далее
-
Профессиональные праздники в феврале. Искусство в подарок30.01.2025Кому дарим искусство в феврале?Читать далее