Дата публикации:
20.07.2021
Автор:
Наталья Хацела

Как вернуть картину, если ошиблись с выбором?

В арт-сообществе неохотно обсуждают тему возврата картин. Для художника это всегда крайне неблагоприятный расклад: мало того, что картины в принципе сложно продать, а если покупатель еще и надумает вернуть – вообще тяжело.  Поэтому и уходят от ответа на этот вопрос.

И даже галереи очень редко что-то говорят на этот счет: на каких-то сайтах вообще ничего не сказано про возможность возврата, на других – мелким шрифтом где-то в углу указано, что вернуть картину можно в течение 5-7 дней, а третьи вообще придумали, что картину вернуть нельзя.

Наш юрист Елена Ратничкина рассказывает, что говорит на эту тему закон. Узнаем, можно ли вернуть картину обратно?

Картина Беларевой Ривки Возвращение

«Возвращение», художник Беларева Ривка

Закон, который регулирует взаимоотношения продавца и покупателя - «Закон о защите прав потребителя» - не выделяет картины в какую-то особую категорию товаров, к которым применяются особые правила. А это означает, что картина, приобретаемая у художника или в галерее – это, в общем-то, обычный товар. И к ситуации с его приобретением и возвратом применяется общий порядок, установленный законом о защите прав потребителей.

Возврат картины без дефектов: правила

Вам просто разонравилась картина. Или вы решили, что вы поторопились с ее приобретением. Или даже решили, что она категорически вам не подходит.

Закон называет несколько причин возврата: товар не подошел по

  • форме,
  • габариту,
  • фасону,
  • расцветке,
  • размеру,
  • комплектации.

Если ваша ситуация укладывается в этот перечень – вернуть картину можно.

Cрок возврата картины

У вас есть 14 дней с момента покупки (не считая дня приобретения), чтобы вернуть картину продавцу (художнику или галерее). В этот срок входят выходные и праздники. Если последний день срока оказался нерабочим, по закону срок истекает в следующий за ним рабочий день.

Условия возврата картины

Картину без дефектов можно вернуть, если:

  1. товар не был в употреблении (на наш взгляд, не применимо к картинам, поскольку «потребление» картины заключается просто в ее размещении в интерьере, что не влияет на ее качество. Будем просто считать, что это требование закона выполняется в отношении картин),
  2. сохранены потребительские свойства, товарный вид, ярлыки,
  3. сохранен кассовый или товарный чеки.

В галерее SMART с покупателем заключается договор купли-продажи картин, и у покупателя всегда есть документ об оплате.

В случае, если вы купили картину у художника или в галерее, где вам не выдали финансовые документы, ситуация немного сложнее. Но не безнадежная. Закон о защите прав потребителей оговаривает, что отсутствие кассового или товарного чека не лишает потребителя права на возврат товара продавцу, при наличии свидетельских показаний. Вот с последним могут быть сложности, если с художником или галеристом вы договаривались тет-а-тет, без свидетелей.

Картина Абрамовой Татьяны Руки

«Her hands», художник Абрамова Татьяна

Порядок действий при возврате картины

Чтобы вернуть картину необходимо:

  1. написать заявление о возврате картины;
  2. приложить кассовый чек или иной документ, подтверждающий приобретение картины;
  3. предоставить свой паспорт;
  4. предоставить саму картину.

Чтобы вернуть картину в нашу галерею SMART, вам достаточно просто нам позвонить.

Надеемся, у вас не возникнет проблем с возвратом картины, даже если вы купили ее у художника или в галерее без документов.

Статьи в нашем блоге
Все статьи