"Искусство и отели: варианты интеграции"

 
 

"Сочетание совместимого с несовместимым — один из трендов, которые сегодня внедряются в дизайн помещений, моду, литературу и многие другие сферы творческой деятельности человека. Получение эстетического наслаждения, чувство покоя, умиротворения — не это ли хотят видеть постояльцы отелей, пребывая в нем? Почему бы не создать для гостя желаемую атмосферу? Тем более если это не требует титанических усилий.

Борьба за клиента в условиях ужесточающейся конкуренции приобретает все новые формы. Перечень услуг для гостей постоянно расширяется, и то, что раньше для многих было в диковинку, сейчас стало нормой. 

Чем, кроме стандартных, испытанных способов, отель может привлечь внимание потенциального гостя? На наш взгляд, только уникальным эмоциональным опытом. Эстетическая составляющая в оценке того или иного объекта размещения все больше и больше проявляется как в отзывах гостей, так и в, собственно, выборе отеля. 

Давайте подумаем — каким новым эмоциональным опытом можно поделиться с гостями? Представляется, что список может быть достаточно длинным (и это хорошая новость!). 

Давайте поговорим о том, как эмоционально зацепить потенциальных гостей посредством искусства. 

 

Искусство — сложная сфера для отельеров (и не только) в силу разных причин:

- в штате отсутствуют специалисты, являющимися экспертами в этой сфере;
- не имея соответствующих знаний и опыта, легко «промахнуться» и быть высмеянными конкурентами и гостями.

Даже при получении в свое распоряжение предметов искусства, понимание «что же с этим искусством делать», увы, не приходит. Ну, на стены повесим, и что? Причиной тому является еще и отсутствие креатива (справедливости ради надо отметить, что это общая беда, а не только гостиничной сферы). Так что, может, оставить эту затею?

Но не стоит отступать, опасаясь неизвестности. Давайте посмотрим на примере некоторых московских отелей, как они используют искусство в своей деятельности.

1. Four Seasons удачно сотрудничает с московскими галереями и проводит выставки современного искусства. Экспертность в вопросе искусства в данном случае проявляют именно галереи. Работы очень интересные и нетривиальные.

2. Гостиница «Украина» располагает огромной коллекцией подлинных работ художников (более 2 000). При этом акцент сделан на том, что компания сохраняет не только здание, которое является архитектурным памятником, но и сберегает коллекцию картин «тех» времен. В этом случае отельеры тоже очень удачно сняли с себя ответственность за экспертность под социальным соусом сохранения наследия прошлого. В глазах общественности это выглядит достаточно симпатично. Вопрос технической и художественной ценности работ в таком случае остается за кадром.

3. А вот пример крайне неудачного использования живописи. Небольшой отель 5* в центре Москвы, в районе Таганки, в зоне ресепшен и лобби разместил такие слабые (и технически, и идейно) художественные работы, которые не выдерживают никакой критики. Тот случай, когда лучше пусть стены будут пустыми.

Эти примеры мы привели для того, чтобы показать, насколько важно проявить экспертность в вопросе выбора искусства. Это самый первый вопрос, который вам необходимо будет решить, если вы планируете работать с искусством – «Кто будет отвечать за качество искусства?».

Второй вопрос – что делать с этим самым искусством?

Есть несколько очевидных и не очень вариантов:

1. Декорировать ими помещения общего назначения (зона ресепшен, лобби, ресторан).
2. Делать временные мини-выставки картин.
3. Сделать креативную  фотозону.

Первый вариант – один из самых очевидных. Поэтому сегодня – о втором варианте (мини-выставка).

Вот общие правила:

1. Выставка должна иметь некий концепт, идею, тему -  нечто, объединяющее все картины.

2. Лучше избегать реалистичных пейзажей природы средней полосы. Потому что в отеле это – банально. При слове «живопись» у подавляющего большинства людей всплывает именно образ шишкинских пейзажей. Давайте ломать шаблоны!)

3. Абстрактные работы хороши для суперсовременных интерьеров. В классических же, напротив, они неуместны.

4. Так что же выбрать? Авангардное искусство! В трех словах: «авангардизм» - это обобщенное название течения, в которое входит большое  количество разных стилей живописи (примитивизм, кубизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм и др.) Это может быть практически любой жанр – и пейзажи, и портреты, и сюжетные сцены, и т.д.

5. Выбираем картины большого формата – от метра. Именно для того, чтобы произвести впечатление.

6. Избегаем эпатажных работ (тщательно выбираем тему).

7. Чтобы не получалось «мешанины», на каждую выставку берем работы одного автора. Работы, выполненные в одной стилистике, всегда смотрятся органично.

Как выбрать тему выставки?

На самом деле выбор тем так велик, что проще перечислить, какие темы нельзя использовать в отеле (или не желательно): обнаженная натура, острая социальная тематика, политика, религия, работы депрессивного и агрессивного характера

К кому обращаться за картинами?

На самом деле есть всего два варианта – непосредственно к художникам или в галереи. И в том, и в другом варианте есть свои плюсы и минусы.

В случае, если вы решите обратиться непосредственно к художнику, вы берете на себя ответственность за качество искусства и будьте готовы все организационные вопросы также взять на себя. Из плюсов – работы одного автора будут в одной стилистике и это хорошо для небольшой выставки.

В случае обращения в галереи снимаются вышеописанные минусы. Но  нужно признать, что не каждая галерея будет готова предоставить работы для выставки. В любом случае – это вопрос переговоров.

Какая среда (микроклимат) должны быть созданы, чтобы картины не пострадали?

Да, для хранения и экспонирования картин необходимо выдерживать определенные условия. Вкратце:

- температурно-влажностный режим: 18-22 градуса при влажности 40-70%. Это идеальные условия. По сути – обычные «комнатные» условия.

- не допускать попадания прямого солнечного света;

- не допускать сильной подвижности воздуха (сквозняки) и резкого перепада влажности и температуры;

- не размещать картины над отопительными приборами и под кондиционерами;

- не трогать руками красочный слой.

 

Если вы решитесь на проведение выставки и уже сотрудничаете с галереей, вам необходимо будет решить следующие организационные вопросы:

1. Какое пространство будет занимать выставка?

Вряд ли стоит отводить под выставку большое пространство по аналогии с выставочными залами или музеями. Логичнее встроить ее в те пространства, которые находятся на пути клиента (лобби, рекреационные зоны, зона ресепшен) и рассчитывать на небольшое количество картин (5-10).

2. Какова продолжительность выставки?

Неделя – месяц. Вряд ли галерея сможет отвлечь работы своих художников на больший срок.  

3. Сохранность картин и охрана экспозиции

Это – зона ответственности отеля. Опыт показывает, что для произведений современного искусства достаточно обычного видеонаблюдения и внимания штатных сотрудников охраны.

4. Особенности договорных отношений «отель-галерея».

Одной из отличительных особенностей договора при экспонировании картин является наличие авторских прав на картины, которые охраняются законом. В договоре необходимо предусмотреть, что отель вправе публиковать фотографии с изображениями картин на своих ресурсах, использовать в рекламе и т.п. При такой публикации необходимо указывать правообладателя (либо галерею, либо художника – в зависимости от того, как оформлены отношения между галереей и художником).

А какие вам вспоминаются варианты присутствия искусства в отелях?

Хацела Наталья

 

Основатель онлайн-галереи SMART,
Хацела Наталья