Как начать коллекционировать современное искусство?
Коллекционирование (любое) не начинается "с места в карьер". Ему предшествует сначала просто интерес к определенной теме, потом чуть более, чем поверхностное, погружение в нее. Потом - посещение одной выставки, второй, третьей, "-дцатой". Потом - первая покупка, вторая, третья. И "вдруг" - вы уже коллекционер!
"Дорога. Скоро весна", художник Елена Утенкова-Тихонова.
Работы автора находятся в коллекции Государственного Русского музея.
Коллекционирование - это про приобретение, а значит, про деньги. А значит, про риски с этими деньгами. Поэтому хочется понимать - во что ввязываешься и с чего начинать, если мы говорим о коллекционировании современного искусства.
Молодежи обычно рекомендуют начинать с графики (работы художников на бумаге), поскольку именно за счет использования бумаги как материального носителя изображения стоимость работ находится у самой низкой границы.
Я поддерживаю этот совет для молодежи. Это, действительно, неплохая стратегия, которая позволяет коллекционировать уникальные работы, не затрачивая большие средства. К тому же, при таком подходе уровень стресса от неверно принятого решения о покупке того или иного произведения практически сведен к нулю. Цена ошибки невелика.
Работа Зарембы Евгения "Красный куб" (продана)
Но как быть, если ты уже давно взрослый мальчик или взрослая девочка? У тебя есть дети (а то и внуки). У тебя есть «заводы-пароходы», и, в принципе, вопрос денег ушел куда-то за горизонт. На чем экспериментировать? На каких кроликах тренироваться? Как не навредить своей репутации? Как не заплатить несколько миллионов за "мазню"?
Очевидно, что в таком случае есть всего два пути:
- Я сам (сама). Самостоятельно разобраться в рынке, посещать ярмарки и выставки современного искусства, читать аналитику и интервью, общаться с художниками. Искать свой путь самостоятельно.
- Покажите мне искусство! Возьмите меня за руку, расскажите про этот рынок, покажите образцы и примеры, на которые стоит ориентироваться (и главное - почему). А я оценю все это со своей точки зрения.
Оба этих формата совершенно точно имеют право на жизнь. Но речь уже идет не о графике, а о работах на холстах. Переходим ко взрослым игрушкам. И вот здесь ошибиться очень не хочется - не финансово, нет. Репутационно.
Что делать?
1. Пообщайтесь с разными галереями.
Работа Брюханова Сергея "Закинтос"
Вы поймете, чье видение вам ближе. Возможно, вы - консерватор, тогда вам не подойдет галерея, которая транслирует эпатажный и бунтарский контент. Или вы идете в ногу со временем, а галерея предлагает слишком консервативный контент? Или, возможно, вы сам - бунтарь? И вам не по душе любые выверенные и осторожные решения? Только хардкор! Ну, вы поняли.
Я думаю, что именно выбор "своей" галереи предопределит ваш дальнейший путь. Галерея в первую очередь – ваш проводник, а потом уже – продавец. Хорошая галерея не сколько продает, сколько объясняет.
2. Выбирайте не только глазами, но и головой
"Бессонница", художник Михаил Кабан-Петров
Когда бюджет позволяет покупать работы уровня «заводы-пароходы», возникает соблазн руководствоваться эмоциями. Но даже здесь нужна стратегия. Современное искусство — не только эстетика, но и контекст.
Что делать:
- Изучайте биографии художников. Не покупайте «просто красивое», если автор не имеет выставочной истории.
- Следите за институциями в сфере искусства. Если художник сотрудничает с музеями и его берут на музейные выставки - это маркер качества.
- Анализируйте рынок. Открытые данные аукционов Vladey или ярмарки Cosmoscow могут стать вашим ориентиром, если хотите держать нос по ветру (и если вам это нужно, конечно). Резкий рост цен на конкретного автора? Значит, его уже «заметил» рынок.
3. Риски — это нормально. Если они управляемые
"Пейзаж", Константин Инал-Ипа
Страх «заплатить миллионы за мазню» исчезает, когда вы понимаете логику арт-рынка. Кроме того, важно понимать, что репутационный риск возникает не из-за покупки «спорного» искусства, а из-за непонимания контекста.
Как минимизировать риски:
- Диверсифицируйте. Сочетайте работы молодых авторов с именами музейного уровня.
- Избегайте «однодневок». Если художник за год сменил пять стилей — это не поиск, это отсутствие позиции.
- Знакомьтесь с контекстом. Спросите у художника - о чем для него эта картина, почему именно эта тема его интересует, в каком контексте она ему интересна? Это вам близко? Берем! Нет - идем дальше.
4. Не коллекционируйте в вакууме
"Белое-33", Пономаренко Виктор
Искусство требует диалога. Не стоит коллекционировать что-либо в отрыве от окружающего мира. Коллекционирование обычно связано с изучением истории, культуры и искусства, а также с взаимодействием с другими людьми. Коллекционирование в вакууме может привести к потере интереса к предмету коллекционирования и отсутствию мотивации для дальнейшего развития.
Советы:
- Общайтесь с художниками и галеристами — вы услышите истории рынка из первых уст. Интересно.
- Поддерживайте молодых. Покупка работ молодых художников — это вклад в будущее арт-сцены. Благородно.
- Общайтесь с начинающими и опытными коллекционерами. Ощутите сопричастность к арт-жизни в нашей стране!
А первые картины для своей коллекции можно выбрать в нашем каталоге.
Как выбрать картину самостоятельно?
Даём полезные советы и развиваем
вашу насмотренность!
-
Профессиональные праздники в мае: идеи подарков и картин для химиков, предпринимателей и адвокатов11.05.2025Гид по подаркам для химиков, предпринимателей и адвокатовЧитать далее
-
Елена Утенкова-Тихонова: диалог с вечностью через призму современности10.05.2025На стыке живописи и литературыЧитать далее
-
5 стильных книжных пространств России с интеллектуальным досугом и фотолокациями08.05.2025Стильно и интеллектуально! Как разнообразить свой досуг в путешествиях…Читать далее