Дата публикации:
13.05.2022
Автор:
Наталья Хацела

Почему картины такие дорогие?

Дорогая картина. Зачем платить ТАКИЕ деньги за картину?
Рассказываем, почему такие вопросы возникают и как относиться к ценам на искусство.

Когда мы формулируем свое отношение к произведениям искусства прошлого, большинство из нас склонно давать им высокую оценку. "Это же искусство!" Но когда речь заходит о приобретении картин в свой дом - подход совершенно другой. Расскажем, какие вопросы задают наши покупатели и какие стадии проходят.

Почему картины стоят так дорого

Картина "Хлебъ", художник Михаил Кабан-Петров, цена 250 000руб.

Первая стадия. Полное отсутствие знаний о состоянии современного арт-рынка.

Кто "основные игроки", о чем вообще современное искусство, как выбирать картины - знаний нет ни по одному пункту.

Давайте сравним с ситуацией на автомобильном рынке. Представьте, что вы впервые попадаете на этот рынок и впервые слышите имена брендов - Mercedes, Toyota, Opel, Lamborghini, Daewoo и т.д. Все имена вам одинаково незнакомы. Вы не знаете, что лучше, что хуже (и главное - с какой точки зрения). Вроде всё это - автомобили. Вокруг вас полно консультантов и менеджеров, которые наперебой расхваливают именно их продукцию.

Похоже, правда? Вот так ощущает себя и новый покупатель на арт-рынке. Какие-то имена/фамилии, которые ни о чем вам не говорят. Галереи, арт-дилеры, художники... Вы не понимаете, что хорошо, что плохо (условно). Ходите по разным сайтам - вроде везде все по-русски написано, все понятно. Но - ничего не понятно.

почему картины такие дорогие

Картина "Голубой день", серия "Весна", художник Петров Анатолий. Цена - 220 000руб.


Вторая стадия. Знакомство.


Вы начинаете изучать разные сайты. Смотрите, как минимум, на цены - чтобы хоть как-то сориентироваться. Видите картины и за 50 000 рублей, и за 800 000 рублей. Пока эта разница не понятна. И там художник "помахал кисточкой", и там "помахал".  Неужели есть люди, которые платят за это 800 000?

Вернемся на авторынок. Идете вы по рынку и смотрите цены: есть машины за 500тыс.руб., а есть за 15-20млн.руб. Неужели кто-то покупает машины за 20млн? Здесь мы, конечно, улыбаемся) Потому что мы, как и вы, достаточно хорошо знакомы с автомобильным рынком. И понимаем, что машины за 20 млн., конечно, покупают. Покупают и дороже. Кроме того, у каждого из нас есть определенная иерархия марок автомобилей. И есть четкое осознание потребности - чего мы в итоге хотим от автомобиля.

А хотим мы разное:

  • "Хочу красную машинку";
  • "Нужен комфортный и надежный микроавтобус для многодетной семьи";
  • "Нужен внедорожник для покатушек по абсолютному бездорожью";
  • "Нужен статусный автомобиль";
  • "Нужен мощный зверь, чтобы рычал на каждом светофоре".

Ну, вы поняли, нам всем нужно разное. Хотя мы во всех случаях говорим об автомобилях и ни о чем больше.

Почему картины такие дорогие

Картина "НЛО над деревней Дурасово", художник Опара Владимир. Цена - 450 000руб.


Третья стадия. Осознание личных потребностей в отношении искусства.

Здесь мы начинаем задумываться - а чего я, собственно, хочу от картины? Мы начинаем формулировать свои представления и желания:

  • "Нужна большая картина над диваном, иначе в комнате пусто";
  • "Хочу обязательно абстракцию, это очень современно";
  • "Ой, ничего не понимаю в этом современном искусстве, хочу чтобы меня не засмеяли с моим выбором. Обязательно должно быть что-то традиционное и понятное. Пейзаж. С медведями. Ну, или без них"
  • "Дизайнер говорит, что к нашему интерьерному стилю подойдут минималистичные картины. Надо поискать"
  • "О! Прикольные картины. Не видел ничего похожего. А это вообще уместно в доме?"
  • "Подруга собирает картины какого-то художника. Вроде повторять за ней не хочу, надо поискать что-то под себя";
  • "Ой, ребята, плавали - знаем. На арт-рынке все пройдохи, так и ждут, чтобы впарить мне какую-то ерунду. Надо быть начеку"


Вернемся на авторынок. К примеру, мы поняли, что нам нужна машина для поездок по городу, с современным и актуальным дизайном, достаточно вместительная, чтобы можно было ездить с семьей. Хотя бы в таких выражениях. И мы начинаем мониторить рынок уже с точки зрения этого запроса.

Почему картины стоят дорого

Картина "Артефакт 1", серия "Быт", художник Сайков Вячеслав. Цена - 280 000руб.

Четвертый этап. Поиск картин, адекватных вашему запросу

Если запрос был "Нужна голубая картина" - мы смотрим постеры в голубом цвете (цена до 2000руб.), печать на холсте (цены до 10-15 тыс.руб.), акварельные работы художников (до 10-15тыс.руб.), картины художников на холсте, выполненные маслом (от 100тыс. до 1-2млн.руб.).

Мы оцениваем каждое предложение на соответствие нашему запросу.
- "Голубой постер за 1000 рублей? Отлично! Он прекрасно вписывается в стиль моей кухни! Берём! Вопрос закрыт".
- "Нет, ну постер это все же не то. Хочу что-то на холсте. Вот девочка рисует красивые букетики (или вариант - симпатичную абстракцию). 20 тысяч рублей. Не знаю - дорого? Нет? Ну, в принципе, можно купить. Стена пустая раздражает. Берём!"
- "Друзья купили картину в галерее. Говорят, какой-то крутой художник. Зайду на сайт, посмотрю, что там. Что это за цены?!!! 200тысяч руб, 500 тысяч, 1,5 млн... Художник такой-то... выставки по всему миру, работы находятся в Третьяковской галерее... Интервью художника, публикации искусствоведов... И это, действительно, может столько стоить?"

С автомобильным рынком уже не сравниваем. Ну, если только пару слов. Покупатель понял, что есть бюджетные варианты машин, а есть премиальные и люксовые. Это не означает, что все должны стремиться к верхнему сегменту. В любом случае покупатель будет исходить из своих финансовых возможностей (это во-первых). Во-вторых, будет исходить из соображений функциональности. И только в-третьих позволит (или не позволит) себе роскошь.

Почему картины стоят так дорого

Пятый этап. Принятие существующей ситуации. Выбор оптимального решения

Покупатель уже практически эксперт. Он может сориентировать своих друзей на этом рынке. Может поделиться своим опытом (ибо этот опыт у него уже появился).

Понятно, что если покупателя удовлетворяет бюджетный вариант с постером, дальше и глубже рынок он изучать не будет. Но если покупатель нацелен на высокий сегмент - будьте уверены, он уже во многом ориентируется. И готов к принятию решения.

Дальше остается только выбрать "свою" картину среди огромного числа работ крутых профессиональных художников. Но это совсем другая история.

Надеюсь, было интересно. А если вам нужна наша профессиональная помощь в подборе картин - обращайтесь! 

Статьи в нашем блоге
Все статьи