Дата публикации:
13.06.2025
Автор:
Наталья Хацела

Почему референсы при подборе искусства - плохая идея?

В современном мире искусство стало неотъемлемой частью премиального интерьера. Однако многие покупатели, обращаясь к галереям и художникам, даже не подозревают о том, что их, казалось бы, простые запросы могут скрывать за собой целый мир тонкостей и нюансов. Давайте разберемся, почему выбор произведения искусства – это не про покупку "красивой картинки".

История одного запроса

Недавно в нашу галерею обратился клиент, назовем его Сергей. Его запрос казался вполне конкретным: нужна картина в гостиную в стиле ар-деко. Он даже подготовил референсы, чтобы показать, что именно ему нравится. Казалось бы, все просто – есть четкое техническое задание, есть примеры. Но именно в этот момент начинается самое сложное для нас и непредвиденное для покупателя.

референс картинки из пинтереста

Референс картинки из Pinterest

Проблема референсов

Референсы, которые предоставил Сергей,  - это картины китайского художника Лю Цзяньцзюнь. Однако, на просторах нашей страны это изображение было растиражировано в невероятных количествах разными умельцами от живописи, магазинами постеров и декоративных панно. По сути, это продукция масс-маркета. В качестве референса картинка не плоха (как минимум, дает представление о тех цветовых сочетаниях, которые нравятся), но возникает проблема несоответствия: интерьер клиента был премиального уровня, а предлагаемое "интернетами" образцы – из категории массового и не уникального.

Сергей спрашивает: "Можно ли найти такую гейшу у художников или написать на заказ?"

Здесь всегда мне непросто отвечать, но я отвечаю:

  • Найти такую гейшу можно только у автора (в данном случае - у китайского художника Лю Цзяньцзюнь). В России, даже у профессиональных художников, найти это невозможно, поскольку интересы художников лежат за рамками копирования чужих работ. 
  • Изображение стало продуктом массового правового пиратства и игнорированием авторских прав художника (автора изображения). Стоит ли приобретать такое? Чтобы убедиться в тиражности и массовости изображения достаточно выполнить поиск по картинке в яндексе или гугле:

референс картины художника

Поисковая выдача Яндекса по референсу. 

поиск по картинке

Бесконечное количество сайтов с этим изображением

  • Писать на заказ - плохая идея, поскольку тиражное изображение, положенное маслом на холст, не станет от этого произведением искусства. Оно останется тиражной картинкой из масс-маркета, базирующейся на украденном изображении, выполненной на холсте. Но совершенно точно найдутся художники, для которых деньги не пахнут.

И вот в этой точке мне, по сути, нужно рассказать, что картинка, написанная маслом на холсте - это еще не искусство. Картинка без имени автора по цене близка к себестоимости ее создания (холст, подрамник, краски). Как только появляется имя, цена сразу возрастает. То есть цена оригинала (авторства известного китайского художника) будет сильно в отрыве от себестоимости. Именно потому, что эта работа уникальна, она отражает авторское видение художника и является новым, собственным высказыванием конкретного художника

Но это не означает, что если эту гейшу напишет другой очень известный современный художник, это автоматически делает картинку произведением искусства. В том-то и дело, что нет. Поскольку здесь не будет уникального авторского высказывания. Будет унылая копия с коммерчески успешного изображения.

Важно понимать, что искусство – это не просто красивая картинка. Это уникальное авторское высказывание, которое несет в себе определенную ценность. Тиражное изображение, каким бы привлекательным оно ни было, не может стать произведением искусства только потому, что его написали маслом на холсте.

Два пути решения

Что при таком раскладе делать Сергею? На мой взгляд, здесь всего два пути:

Простой путь:

Проигнорировать все вышесказанное и заказать понравившуюся картинку у любого художника, который находится в зоне досягаемости, и для которого нарушение авторских прав это всего лишь способ заработка. Недорого, красиво, интерьерно. Вопрос закрыт.

Однако такой подход лишает клиента возможности стать обладателем настоящего произведения искусства, транслирует миру вашу неразборчивость в предметах искусства (важно это для вас или нет - решайте сами) и провоцирует поддержку пиратства в креативной сфере.

Сложный путь:

Удивиться сложности и нюансам, существующим в мире искусства и поиграть в эту игру. Посмотреть уникальные работы авторов с именем. Прислушаться к себе ("Как я себя ощущаю, примеряя на себя роль покупателя предметов искусства?", "О чем для меня эта картина?", "А что с интерьером - впишется/не впишется?" и т.п.)

Этот путь требует времени, но именно он ведет к приобретению настоящего произведения искусства, которое будет иметь не только эстетическую, но и инвестиционную, и репутационную ценность.

По какому варианту пойдет Сергей - я не знаю. Сейчас он взял тайм-аут на подумать.

Психология покупателя

Почему же многие клиенты выбирают первый, более простой путь? Ответ кроется в психологии восприятия искусства. Для большинства людей искусство – это нечто абстрактное и непонятное. Они не готовы тратить время на изучение тонкостей и нюансов, предпочитая быстрое решение проблемы.

Поэтому можете "коллекционировать" интерьеры своих знакомых, у которых в интерьере есть вот это:

девушка с цветами на картине

Тиражная noname картинка

Или это:

золото на абстрактной картине

Тиражные абстракции noname

Или другие банальные тиражные изображения. Подробнее на эту тему я писала в своей статье "Какие картины удешевляют премиальный интерьер?"

Типы покупателей искусства

Конечно, покупатель покупателю рознь. В мире искусства можно выделить несколько основных категорий покупателей:

  1. Инвесторы: для них искусство – это прежде всего финансовый инструмент. Они тщательно изучают рынок, отслеживают тенденции и покупают работы перспективных авторов. Расчет в чистом виде. Главное - будущий доход. Никаких эмоций.

  2. Коллекционеры: люди, которые собирают произведения определенного стиля, периода или направления. Они глубоко погружаются в тему и становятся экспертами в своей области. Для них важен процесс, важна каждая работа. Коллекция - предмет гордости

  3. Эстеты: покупатели, для которых главное – визуальное восприятие. Они выбирают произведения, которые нравятся им с первого взгляда. Это может быть и работа коллекционного, музейного уровня, и "проходная" тиражная работа от девочки из инстаграма. Главное - чтобы стильно вписалось в интерьер.

  4. Статусные покупатели: те, кто приобретает искусство для подчеркивания своего положения в обществе. Они могут не разбираться в искусстве (для этого есть разные консультанты и галеристы), они могут не придавать значения инвестиционной составляющей картины (подход "Ну, пусть будет"), они могут не быть эстетами (для этого есть армия дизайнеров интерьера), но вопрос статусности для таких людей архиважен. И здесь может включиться всё и сразу: и только оригинальные работы, и только инвестиционные художники, и только модное/стильное, чтобы в совокупности получилась статусная картина мира.

мужчина в статусном интерьере

Как правильно выбрать произведение искусства

  1. Определите свои цели: зачем вам нужно произведение искусства? Для интерьера, для коллекции или как инвестиция?

  2. Изучите рынок: познакомьтесь с работами разных художников, посетите выставки, пообщайтесь с галеристами.

  3. Обращайте внимание на автора: имя художника играет важную роль. Это не просто способ повысить цену, а показатель качества и уникальности работы.

  4. Оцените уникальность: настоящее произведение искусства должно быть уникальным, нести в себе авторское видение и философию. Самый простой вариант - прогнать картинку через поиск яндекса или гугла. Если вы находите десятки или сотни сайтов с таким изображением - проходим мимо. Если это 1-2-3 сайта и везде указано имя одного и того же художника - рассматриваем.

  5. Присмотритесь к картине как к собеседнику: как вы себя чувствуете рядом с картиной? Близки ли ваши идеи и идеи художника, или вы на разных полюсах? Собеседник может не блистать внешностью, но быть интеллектуалом и интересным человеком.

выбор картины

Типичные ошибки покупателей

Представьте: вы приходите в галерею, полные энтузиазма, готовые вложить средства в «что-то стоящее». Но вместо шедевра, который будет расти в цене и десятилетиями радовать глаз, рискуете приобрести работу, чья судьба — пылиться в углу или тихо передарить родственникам на Новый год. Почему так происходит? Потому что искусство — это не товар, а сложный организм, где каждое решение требует осознанности.

Вот четыре ключевые ловушки, в которые попадают даже опытные покупатели. Эти ошибки — не приговор, а скорее маяки, которые помогут вам избежать подводных камней. Давайте посмотрим, как превратить выбор искусства из лотереи в осознанный диалог с миром вечного и, возможно, прекрасного.

  • Слепая погоня за именем: покупка работ известных художников без понимания их творчества.
  • Игнорирование экспертного мнения: отказ от консультации специалистов в пользу собственных предпочтений.
  • Недооценка важности уникальности: выбор тиражных работ уровня масс-маркет вместо уникальных произведений.
  • Отсутствие долгосрочного планирования: покупка без учета будущих изменений в интерьере или коллекции.

женщина перед картиной

Практические советы по выбору

  • Начните с малого: не спешите закрыть вопрос с картинами в доме за один присест. Начните с какой-то одной комнаты.
  • Соберите правильные референсы: соберите коллекцию реальных произведений искусства, которые вам понравились.
  • Изучайте тренды: следите за современными тенденциями в искусстве, посещайте биеннале и выставки.
  • Работайте с экспертами: обращайтесь в галереи, к профессиональным арт-консультантам.
  • Проверяйте документы: да и в принципе требуйте оформления документов на приобретение произведений искусства.

Если вам нужна помощьв подборе произведений искусства - оставьте заявку, мы поделимся с вами своей экспертностью и подберем подходящие для вас работы.

Статьи в нашем блоге
Все статьи