Дата публикации:
11.01.2025
Автор:
SMART Gallery

Почему художники пишут "некрасивые" картины?

Когда люди слышат слово «картина», большинство из них представляют себе классические образы – пейзаж с утонченно выписанными деревьями, величественный портрет или солнечные натюрморты, которые передают уют и радость жизни. Но что делать, если вместо этого вас встречает полотно, где мазки краски хаотично разбросаны и не складываются в привычный образ, или где фигуры кажутся нарочито искаженными, линиям не хватает четкости, а цвета выглядят «грязными»? Первое желание – назвать это «некрасивым». Многие задаются вопросом - "Разве это искусство?" И если это искусство, то почему художники вообще пишут такие странные и «уродливые» картины?

некрасивое искусство

"Монолог", художник Колистратов Дмитрий

Сейчас откровение для многих:

«Некрасивое» в современном искусстве - это своеобразный тест на образованность в сфере искусства.

Давайте разберемся, почему такое "некрасивое" должно вызывать не отторжение, а интерес и любопытство. Спойлер - оно не обязано вам нравиться, но вызывать любопытство и интерес - должно. 

«Некрасиво» – просто незнакомо

Слово «красота»  - неоднозначное. С одной стороны, когда мы что-то называем "красивым", то подразумеваем, что это "нечто" соответствует каким-то общепринятым критериям этой самой "красоты".  С другой стороны, общепринятая "красота" часто банальна за счет своей повсеместной тиражности. Она напрочь лишена новизны - новых мыслей, идей, эмоций. И в этом ее огромный минус. Такая "красота" не способствует развитию. Она как бы держит нас в безопасном болотце. Не утонешь. Но и новых берегов не откроешь.

уродливые картины

"My spring", художник Горбунова Мария

Часто люди склонны оценивать образцы прошлого как высокохудожественные и "красивые". А нынешние художники и их творчество  с точки зрения обывателя, не погруженного в контекст современного искусства, "никуда не годятся". При этом почему-то забывая (или не зная?), что вся эта красота прошлого когда-то тоже была современным искусством и тоже нравилась далеко не всем. 

Кроме того, каждый из нас воспринимает красоту по-своему, а это значит, что она субъективна. Что для одного – идеально и гармонично, для другого – скучно или даже раздражает.

Вспомните, как, например, вы впервые увидели один из модных трендов, который ранее не был вам знаком. Некоторые с ужасом вспоминают, как впервые столкнулись с оверсайзом – огромными пиджаками или платьями, словно снятыми с чужого плеча. 

одежда оверсайз

Или, например, с массивными кроссовками, которые многим казались громоздкими и уродливыми.

уродливые кроссовки

Но прошло время, взгляд привык, модные критики объяснили их значимость, и для большинства людей эти вещи стали элементами повседневного (абсолютно приемлемого) стиля.

То же самое происходит и в искусстве. Часто работа художника, которая кажется нам «грязной», уродливой или непонятной, просто выходит за пределы нашей визуальной привычки. Чтобы принять ее, нам нужно время, контекст и (самое главное!) желание понять, что стоит за этой странной, на первый взгляд, формой.

некрасивая картина

"Бессонница", художник Михаил Кабан-Петров

Почему современные художники отказываются от «красивого»?

Красота – это не главное

Когда люди оценивают образцы классической живописи, то оценивают по традиционным критериям и ценностям (как учили в школе): отточенная техника, гармония цвета и линий, точная передача формы объекта. Но современное искусство давно вышло за пределы реалистичного изображения окружающей нас действительности. Более того, оно вышло и за пределы  эстетического наслаждения. Сегодня картина художника  – это далеко не просто «красивая картинка» (или вообще ни разу не про это). Это способ художника выразить эмоции, идеи, мысли, рассказать историю, заставить задуматься или даже шокировать. И именно так нужно воспринимать работы современных художников. "Картина" = "высказывание".

плохая картина

"III (белое)", художник Виктор Пономаренко

Некоторые художники намеренно избегают традиционной красоты, чтобы привлечь внимание к более глубоким вопросам. Например, художник может создать грубую, неприятную для взгляда работу, чтобы показать конфликт, боль или хаос окружающего его мира.

Провокация важнее красоты?

Некоторые картины специально создаются, чтобы дезориентировать, раздражать или даже шокировать публику. Такая провокация – это способ заставить людей остановиться и задуматься. Например, картины Фрэнсиса Бэкона с его искажёнными фигурами и лицами кажутся пугающими, но они идеально передают внутренние конфликты и человеческие страхи. Их задача не в том, чтобы быть «приятными», а в том, чтобы вызвать настоящий эмоциональный отклик.

страшные картины художников

"Три этюда для распятия" -  триптих британского художника Фрэнсиса Бэкона, созданный в 1962 году. Работа хранится в коллекции Музея Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке. 

Далеко не все современные художники стремятся к тому, чтобы вызвать у зрителя отрицательные эмоции. Часто художник просто изучает интересную ему тему/событие/явление и результат этого изучения ложится на холст. Художник чаще всего просто не думает о будущем зрителе (и будет ли ему, этому зрителю, "красиво"). Но прямо сейчас, в момент создания картины, перед художником стоит совершенно четкая для него задача. И он ее решает.

странные картины

"Летний вечер", художник Константин Инал-Ипа

«Мой ребенок лучше нарисует!»

Это, пожалуй, один из самых распространённых аргументов тех, кто впервые сталкивается с образцами современного искусства. Но современное искусство – это не только техника. Это идея. Именно концепция отличает произведение искусства от детского рисунка. Почему, например, картина Казимира Малевича «Черный квадрат» стала легендой, хотя технически это просто черный прямоугольник на белом фоне? А дело в том, что за этой работой стоит огромный философский пласт о новом восприятии жизни, искусства и пространства, которое было революционным на момент создания.

Абстрактная живопись часто кажется простой, потому что она отвергает традиционные правила. Но за этой кажущейся простотой кроются долгие поиски художника, культурный контекст и желание сказать что-то новое.

грязные картины

"Марии" (из серии "Имена"), художник Пестерев Александр

Искусство вне правил

В современном искусстве трудно говорить о «правильном» или «неправильном». Оно существует вне привычных рамок симметрии и красоты. Некоторые художники используют холст как открытую площадку для эксперимента. Они смешивают "несочетаемые" цвета, ломают пропорции, применяют необычные текстуры. Это похоже на то, как в кулинарии появляются новые блюда: смешивая, на первый взгляд, странные ингредиенты, повара создают шедевры. Художник делает то же самое, только со своими инструментами – красками, линиями и фактурами.

странные картины

"В тамбуре", художник Крестинина Надежда

«Некрасивые» картины – это эмоция

Когда вы видите картину, которая кажется вам грубой или отталкивающей, не спешите вешать ярлык «плохое искусство». Узнайте контекст создания картины. Прочитайте, какие идеи транслирует сам художник в своих аккаунтах или на своем сайте. Может быть, работа пытается погрузить вас в мир художника, полный боли, тревоги, страха? И вам реально становится больно, тревожно и страшно? Никто не заставляет вас покупать такую картину. Но поразиться умению художника при помощи всего лишь холста и красок вызвать у вас такие мощные чувства - вы на это точно способны. Да, не ваше. Да, не хотели бы видеть это каждый день. 

А может, наоборот, за странным на первый взгляд изображением скрывается ирония или вызов привычным стереотипам? А возможно, это просто ностальгия по детству, как в работе Тихонова Михаила "Взгляд из окна"?

некрасивые картины

"Взгляд из окна", художник Тихонов Михаил

Как научиться понимать современное искусство?

Отрицание рождается из непонимания. Если вы задаетесь вопросом «Зачем писать некрасивые картины?» – это всего лишь первый шаг. Кто-то никогда не шагнет дальше. А кто-то сделает второй шаг, третий, четвертый... Современное искусство заставляет нас включить воображение, перестать смотреть на вещи только через призму «нравится/не нравится» и начать задавать вопросы «почему и зачем». Художники пишут такие картины, чтобы мы перестали быть простыми потребителями искусства и стали его соавторами, готовыми осмыслять, размышлять, соглашаться или спорить.

неприятные картины

"Фонтанка", художник Игорь Камянов

И кто знает, магия искусства может оказаться ближе, чем вам казалось. Просто нужно открыть для нее свои глаза и сердце.

Статьи в нашем блоге
Все статьи