Дата публикации:
15.02.2025
Автор:
Хацела Наталья

Завышенные ожидания от искусства. Не ждите, не "торкнет"!

Одна из проблем, с которыми сталкивается галерист и художник - завышенные ожидания от искусства: зритель ожидает мгновенной эмоциональной реакции от произведений. Как часто можно услышать: "Мне нужно найти такую картину, чтобы - 'Ах!' - и меня "торкнуло"! А это всё не цепляет, не нравится, не то". Таким образом, искусство становится не средством самовыражения и не глубоким переживанием, а развлечением, которое вроде как должно удовлетворять сиюминутные ожидания.

не понимаю искусство

"Дерево с птицей", Елена Утенкова-Тихонова

Сравнение с принцессой, которая с молодости ждёт исключительно принца на белом коне, кажется здесь особенно уместным. Время идет, ожидания остаются. Вот уже и принцесса гипертоник,  и принцев все меньше, и все они тоже со своими проблемами. Но наша принцесса продолжает ждать, когда ее "торкнет". Чудесное "Ах!" становится недостижимым идеалом и ожидание теряет свою целесообразность.

человек не понимающий искусство

"Карета в десятку", Михаил Тихонов

Мир искусства — это не про ожидания зрителя и не про его развлечение. Выбор предметов искусства - это процесс, в котором каждый должен включить свой разум и эмоциональную составляющую, прикладывая усилия к размышлению и самоанализу.  

Эмоции в искусстве важны, но за этими эмоциями должна скрываться интеллектуальная работа, глубокое понимание и осознание. В противном случае зритель оказывается на уровне случайного прохожего, который мимоходом заглядывает в галерею, потом дальше уходит в продуктовый магазин и в химчистку - и все на одной волне. В результате суть искусства ускользает от внимания, а зритель остается озадаченным: что со мной не так? Почему не "торкает"? Картины, наверное, плохие.

люди не понимают искусство

"Глитч", Студия 30

Искусство — это не сюрприз, который можно получить случайно. Это опыт, который необходимо пережить. 

Галеристы и художники часто сталкиваются с такими  завышенными ожиданиями. Порой даже несмотря на очевидную сложность и многослойность работ, зритель ожидает, что произведение искусства сразу же войдет в его внутреннее пространство, вызвав бурный восторг.  Безуспешные поверхностные поиски картины становятся источником стресса, поскольку поиски требуют времени на восприятие и душевных усилий, а зритель не всегда способен принять такие вызовы. У него нет времени — вдруг мимо пройдет другой "принц"? Другой опыт, другой момент удовольствия, другое "Ах!" от первой попавшейся картины.

не понимаю современное искусство

"III (черное)", Пономаренко Виктор

Отсюда следует важный вывод: искусство должно стать для зрителя/покупателя полноценным жизненным опытом, а не просто вещью, способной пробуждать мгновенные эмоции. Зритель должен понять, что глубокие перемены внутри приходят со временем, с осмыслением, и размышлениями о том, что он видит, как это отражается в его собственной жизни.

искусство не надо понимать

"Утки. Екатерининский парк", Крестинина Екатерина

Когда дискуссия об искусстве находится на уровне "красиво/не красиво", мы теряем истинные глубины. Задача зрителя заключается не только в том, чтобы оценить эстетику, но и в том, чтобы  разобраться и понять, какие ценности транслирует конкретное искусство, и насколько эти ценности соотносятся с его картиной мира. 

почему люди не понимают искусство

"Воздух", Михаил Кабан-Петров

Искусство ждет серьезного разговора. Как и в любых других интимных отношениях (религия, политика, секс, деньги), процесс требует усилий, желания и глубокого осознания. Наше общение с произведениями искусства могут стать не чем-то проходящим и случайным, а настоящей одиссеей  - опытом, который обогащают душу, сердце и разум.  Возможно, пора учиться другому способу касания с искусством: делать это осознанно,  с готовностью к диалогу, превращая каждую встречу с искусством в возможность быть поднятым на новую высоту, вместо очередного мимолетного "Ах!".

Статьи в нашем блоге
Все статьи